Rave.by

Junkie XL: «Сейчас я больше «студийный зверек»19.12.2008

В середине ноября в московском клубе Гауди Арена прошел двухдневный фестиваль электронной музыки Soundnation Festival. Хедлайнером первого дня стал голландский музыкант и продюсер Том Холкенборг, известный широкой публике под псевдонимом Junkie XL. Автор популярного брейкбитовского ремикса на песню Элвиса Пресли «A Little Less Conversation» вновь приехал в российскую столицу с живым выступлением.

Том, с чего началось твое увлечение музыкой?
Я вырос среди музыки, и она постоянно меня сопровождала. Моя мама была преподавателем игры на скрипке, сестра играла на фортепиано, а в возрасте трех лет я тоже начал обучаться игре на клавишных. В моей семье это было в порядке вещей. В восемь лет у меня появилась ударная установка, в двенадцать лет я освоил гитару, в четырнадцать – бас-гитару, в шестнадцать – устроился работать продавцом в музыкальный магазин. В то время как раз появились первые компьютеры, и стали доступны первые синтезаторы. И вот тогда я понял, что комбинирование звуков традиционных инструментов и электронных сэмплов станет делом всей моей жизни.

Ты пишешь саундтреки к компьютерным играм. Нравится ли тебе этот вид творчества?
Музыкальное сопровождение к компьютерным играм бывает двух видов: «score» и «soundtrack». «Score» дословно означает «нотная партитура» – это оригинальная музыка, написанная композитором по заказу специально для компьютерной игры. «Soundtrack» — это лицензированная музыка разных исполнителей, которая используется в компьютерной игре. Мне нравится участвовать в написании и того, и другого вида музыкального сопровождения.

А каков процесс написания саундтрека к компьютерной игре?
Существует три способа. Первый – это когда из альбома исполнителя берут и используют оригинальный трек. Второй – когда специально делают ремикс на оригинальную композицию. Третий – когда полностью пишут музыку ко всей компьютерной игре. Последний способ – самый интересный. Ты полностью вовлечен в творческий процесс создания продукта: общение с разработчиками и менеджментом, встречи и переговоры, телефонные звонки по четыре-пять раз в день, прохождение игры целиком. В конце концов, у тебя складывается полное представление о том, какой должна быть музыка. Это очень напряженный процесс, но ты получаешь от этого удовольствие.

Тебе легче играть на опен-эйрах и просторных площадках или в небольших клубах?
Когда я играю на крупных фестивалях, то чувствую исходящую от толпы мощную энергетику. Когда выступаю в клубах – персонально контактирую с каждым гостем вечеринки, чего нельзя сделать на фестивалях. Там невозможно разглядеть лица танцующих, а видна лишь общая масса людей. У меня был опыт игры и в маленьких клубах вместимостью до трехсот человек, и на крупных фестивалях – каждый раз было восхитительно. Поэтому сочетание выступлений в клубах с игрой на больших площадках является для меня оптимальным.

Тебе больше нравится выступать в первый день фестиваля или во второй?
Мне больше нравится выступать в первый день. Возьму для примера Glastonbury (Фестиваль современного искусства в Гластонбери, графство Сомерсет, Великобритания – крупнейший в мире музыкальный фестиваль под открытым небом, который посещают более 170 тысяч человек – прим.авт.), где люди разбивают палатки и живут в них на протяжении нескольких дней. Они по началу чистенькие, свежие, трезвые и готовы отрываться на полную катушку. А на третий или четвертый день они уже уставшие, вымотанные и хотят поскорее уехать домой. Поэтому когда ты играешь в эти дни, то совершенно не чувствуешь энергетики танцпола.

Каждый раз, когда ты играешь, у тебя возникают разные или одинаковые ощущения?
Нет, они различные, потому что обстановка разная, люди разные, клубы разные, дорога к ним тоже разная. Я не привык к однообразию. У меня нет никаких политических «хозяев», которые указывают, что делать – это не для меня, а для U2 и им подобных. Обычно я выступаю всегда в хорошем настроении. Я люблю свою музыку и заложенную в ней энергетику. Когда она доходит до публики – это самое важное для меня.

Ты уже не первый раз в Москве. Что изменилось за эти годы? Какие изменения претерпели публика, клубы, культура?
Ваш город очень сильно поменялась за эти годы. Мой первый визит сюда состоялся еще в 1985 году, и с тех пор прошло много времени. Тридцать лет назад Москва представляла собой «тайну» русского народа – очень сложно было сюда попасть, и было крайне мало информации о городе. Я помню, как первый раз увидел Красную площадь в 1985-м: моему восторгу не было предела! Такая ситуация являлась обычной для того времени. Сейчас Москва стала «международным городом». Она больше подвержена влиянию западной культуры: появилось смешение как в магазинах, так и в музыкальной культуре. Я могу объяснить это тем, что у русских сильная жажда к разной музыке, потому что раньше было чересчур сложно получить к ней доступ. А теперь у вас все есть, и назад уже не вернуться. Вы впитываете в себя все новинки. Мне было интересно увидеть, как преобразился город, при этом сохранив свой характер, как он адаптировался к западным ценностям и отсортировал хорошее от плохого.

Есть какая-либо разница между русскими и европейцами?
Русские увлекаются изобразительным искусством, поэзией, в большинстве своем они интеллигентные люди. Нет смысла сравнивать их с европейцами или американцами. Между ними очень большая пропасть. Но на музыкальных событиях в России люди ведут себя так же, как и в других странах. Они танцуют, когда слышат позитивные вибрации. Когда музыка «ломается» и бит возвращается, они взмывают руки вверх. А ты наблюдаешь за этим, видишь реакцию толпы и получаешь от нее положительную энергетику. Так происходит во всем мире.

Что насчет идеи прокатиться с концертами по России?
Я уже делал подобное раньше, когда еще не выступал под псевдонимом Junkie XL. Возможность такого тура зависит от моего времени и моих приоритетов. Я поставил для себя планку – максимум сорок выступлений в год. Остальное время я провожу в своей студии, сочиняя саундтреки к фильмам, играм и другим проектам. Сейчас я больше «студийный зверек», нежели гастролёр. Полноценный тур по России, подобно моим выступлениям в 80-х и 90-х, занимает около трех месяцев. Это было восхитительно, я получил большой опыт. Я проехался на юг от Москвы до Каспийского моря и на север от Москвы до Ленинграда, сейчас уже Санкт-Петербурга. Но в настоящее время в приоритете у меня стоит работа в студии. Я стараюсь в год дать как можно больше концертов, но сорок – это лимит. Каждый раз, когда я получаю приглашение на выступление в России, то всегда отвечаю: «Черт! Я хочу, но у меня нет времени сделать это! Может быть в следующем году. В этом я уже выдохся».

Расскажи об особенностях своих выступлений. Ты всегда выступаешь вживую?
Я никогда не занимался ди-джеингом. Только один раз попробовал – это было ужасно. Со мной на гастролях всегда пара лэптопов и куча другого оборудования. Выступая вживую, я много импровизирую, могу спокойно менять порядок треков в зависимости от настроения публики. Я всегда играю на своем оборудовании и могу сделать с его помощью то, чего ди-джей на своем сделать никогда не сможет.

Давай поговорим о твоем московском выступлении.
Для меня большая честь снова выступать в Москве. За свою жизнь я много раз приезжал в Россию и путешествовал по вашей стране. В российской столице я побывал уже более десяти раз за последние двадцать пять лет. Особо хочу отметить старания организаторов, которые придумали фестиваль Soundnation Festival. Две ночи, много талантливых артистов и отличный лайнап! Я с нетерпением ждал этой вечеринки. От каждого визита в Москву у меня остались только положительные впечатления. Уверен, что и этот приезд будет таким же.

А что можешь сказать о месте, в котором ты играл?
Место замечательное: звук и свет здесь невероятные. Гауди – клуб просторный, в нем есть, где развернуться – это является для меня хорошим показателем. Но люди хотят не только танцевать, но и общаться, знакомиться, чтобы музыка не отвлекала их внимание. Его нужно разделить на несколько частей, каждая из которых имела бы свою функцию – танцпол, бар, чиллаут. Многие клубы похожи на коробку. Там музыка играет безумно громко. При этом нет помещения, где можно спокойно поболтать или заказать коктейль. Музыка бьет тебя по ушам, ты не можешь «выйти» из нее, поэтому никто и не слышит друг друга.

Ты работал когда-нибудь с российскими ди-джеями или музыкантами?
В восьмидесятые годы я сотрудничал вместе с советской группой под названием «Телевизор». Я и сейчас готов сотрудничать с музыкантами из России, записывать с ними новые треки. Со многими артистами я постоянно пересекаюсь «по долгу службы», но обычно пишу треки сам, в одиночку. Это мой выбор. Так я строю свою работу на протяжении последних лет. За двадцать пять лет я успел посотрудничать со многими музыкантами, но постоянно нахожусь в поисках новых.

А что можешь сказать о сотрудничестве с Бритни Спирс?
Я написал две песни для ее нового альбома. Наше сотрудничество продолжается уже на протяжении шести лет, и в будущем выйдет еще не один ремикс.

Как ты отбираешь композиции, на которые будешь делать ремиксы? Планируются ли ремиксы на треки российских исполнителей?
У меня не было предложений от российских исполнителей. За год мне присылают много треков. Мы не обязательно выбираем из них самые длинные или самые лучшие. Обычно берем все хорошие треки. Среди них всегда находится пара длинных или пара коротких композиций, а среди этих – более завершенные в музыкальном плане и не очень. Середина для меня оптимальна. В этом году я сделал ремиксы на песни Madonna, Bloc Party и Avril Lavigne, среди которых имеются и короткие, и средние по продолжительности версии.

Как ты относишься к фотосессиям и общению с поклонниками?
Я считаю это частью своей работы. Очень важно, чтобы была постоянная связь между артистом и его поклонниками. Личное общение порой куда эффективнее в плане продвижения артиста на рынок, чем статья в журнале. Это действует быстрее.

Твое любимое место отдыха, вид спорта?
Любимое место отдыха? Хмм… Диван у меня дома. Да-да. (смеется) В те редкие минуты, когда я лежу на диване, с газетой и моей собакой, я отдыхаю. Большинство людей делает это каждый день. Но для меня это нестандартное времяпрепровождение. Что касается спорта, то я люблю его смотреть. В особенности футбол. До сих пор поддерживаю команду Аякс из моего родного города Амстердама, смотрю матчи по Интернету. 

Автор: Родион Нагорный