Rave.by

I.F.U.: «Вся ди-джейская культура зависла в андеграунде»13.01.2009

Расскажи, пожалуйста, как все начиналось.
Раньше все вечеринки были нелегальные, и было всего-то пару клубов: Макс-Шоу и Реактор, поэтому вечеринки проходили в театрах, цирке Шапито, ресторанах – в местах, совершенно не предназначенных для этого. Сейчас же все делается в клубах, официально, с билетами, и проблематично сделать что-то нелегальное.

А если взять посетителей? Какие тут изменения?
В 90-е годы люди ждали вечеринку как праздника, т.к. проводились они где-то раз в три месяца. Собирались по-разному, впервые на мероприятие пришли около 400 человек, это было в Доме Литераторов по ул. Фрунзе, мы были удивлены от такого количества людей. Посетители были повзрослее нынешних обитателей клубов, от 22-х и старше. Жаль, что сейчас многие парни в 25 лет предпочитают посидеть дома с девушкой либо, в крайнем случае, выбраться в ресторан или кино. Все-таки когда собиралась публика постарше, то это выглядело действительно по-европейски. Эти люди считали себя «золотой молодежью», встречались геи, художники, дизайнеры.

В музыкальном плане что было представлено?
Начиналось все с acid house, в году 94-м пошла волна progressive trance, чувствовалось влияние Москвы, в частности, клуба «Титаник». Затем тут появились disco, electro house. 95-й и 96-й годы была пора techno. Также в эти годы начал появляться drum and bass и breakbeat в Минске.

Каким образом можно было узнать о предстоящей вечеринке, ведь не было ни интернета, ни мобильной связи?
По телефону, городскому, конечно же. В самой первой промо-группе города я был ответственным за посетителей. Был список из 100 телефонных номеров, я обзванивал эти 100 человек, а приходили 300–400. Примерно в 1994-м году начали вешать афиши, тогда и появилась необходимость придумать себе ники, потому что до этого мы все играли «без имен». Понятие line-up появилось где-то в 1996-м году.

Это было дорогое удовольствие попасть и оторваться на вашей вечеринке?
Точных цен не припомню, единственное – в моду вошли коктейли, у нас были лучшие бармены, так вот: любой коктейль за $5. В середине 90-х все пили только коктейли, мой любимый был – bubble gum, сладкий, вкусный, не знаю, из чего состоял, много чего намешано… Когда же движение перекочевало в клубы, появилась водка с соком.

Как бы ты охарактеризовал свой музыкальный стиль?
Сложно сказать, играю то, что мне нравится. В данный момент я охладел к брейкбит, поэтому я вернулся обратно к корням – техно и хауз музыке, иногда можно сказать минимал-техно, тех-хауз. Играю треки, которые мне нравятся. Конечно же, подстраиваюсь под конкретные вечеринки, может быть, более жесткое техно, хаус, на афтепати – минимал.

Что ты можешь сказать о том, что сейчас появляется много ди-джеев, промоутеров в нашем городе?
Есть в этом как плюсы, так и минусы. Чем больше людей в движении, тем оно лучше развивается. Однако не стало бы количество ди-джеев больше, чем посетителей вечеринок. К тому же в последнее время появилось много интернет-сайтов, а вместе с ними журналистов, фотографов. Развитие – это хорошо, но количество рэйверов не прибавляется, а наоборот, убавляется. Музыка стала более доступна. Если раньше для начала надо было научиться играть на пластинках, покупать эти самые пластинки, что было достаточно дорого, то теперь же есть возможность купить дешевые треки в интернете либо скачать их вообще бесплатно. В то же время я вижу в этом здоровую конкуренцию. В огромном количестве музыки много плохой и тут, недалекие люди, начинают теряться. Вместе с digital революцией интернет оказался засоренным третьесортной музыкой, которая ничего нового не приносит, лишь повторяет интересные моменты, классику либо хиты. Многие молодые ди-джеи ведутся на это. Считаю, что интересные диск-жокеи все равно будут выделяться на общем фоне. Отрицательный момент видится в том, что таким образом лишаются работы по-настоящему хорошие диск-жокеи. Естественно, промоутерам выгоднее пригласить 3-х начинающих dj, которые играют всего полгода, и заплатить им небольшой гонорар, чем пригласить одного диск-жокея, который сыграет круто, но и стоить будет дороже. Время расставит все на свои места, сами по себе будут фильтроваться и отсеиваться.

Не кажется ли тебе, что в данный период Минск переживает какой-то бум вечеринок и привозов?
Бум уже прошел. Если не брать в расчет большие мероприятия, то можно сказать, что многие клубы прогорают, народ просто не ходит. Вся ди-джейская культура зависла в андеграунде. Бум был в 2004, 2005, 2006 годах. Случается, привозят крутого иностранного гостя, а в итоге – влет, примеров достаточно. По некоторым сведениям, в то же самое время некоторые клубы забиты до отказа даже в будни с сумасшедшими ценами в барах, им нужна попса.

Какие еще положительные моменты или ошибки можешь выделить в политике и управлении минских клубов?
До недавнего времени считалось, если не привезли какого-то гостя, народ просто-напросто не придет. Сейчас же заметна тенденция проведения вечеринок силами минских ди-джеев – это действительно хорошо. Не так давно было предложение среди ведущих промоутеров в течение 3-х месяцев проводить вечеринки только с участием местных диск-жокеев, однако многие отказались сказав: «Мы деньги зарабатываем. Нам это невыгодно». Не стоит промоутерам бояться делать крупные мероприятия с минскими музыкантами.

Какой клуб в городе можешь выделить в данный момент?
(задумался) Фабрик, я там периодически играю, в этом клубе открытая музыкальная политика. Пожалуй, единственный клуб в Минске, где может играть все что угодно. Например, могу играть шорох или поскрипывание, и люди будут под это танцевать. «Белая Вежа» всегда нравилась своим профессиональным подходом к проведению мероприятий и букингом иностранных диск-жокеев. Правда, столкнувшись с конкуренцией, там начали менять политику музыкальную. Я не уверен, что успешно у них это получается.

Хотелось бы узнать твое мнение о минских промо-группах.
Думаю, одной из ошибок наших промоутеров является то, что они делают из себя культ. Все складывается таким образом, что публика ходит на промоутеров, а не на диск-жокеев. Разумеется, заслуга промоутеров есть, они занимаются организацией, рекламой, но это может сделать практически каждый. В Европе другая ситуация: там люди идут в клубы с определенной музыкальной политикой и на ди-джеев, образованная в музыкальном плане публика.

Если сравнить с другими городами, оцени ситуацию минского движения в данный момент.
Очень даже на уровне. Лучше, чем в Риге, местами лучше, чем в Питере. До Москвы и Киева не дотягиваем. Думаю, что у нас сейчас одинаковый уровень с Варшавой: по вечеринкам, по привозам иностранных гостей, по фестивалям и качеству местных диск-жокеев. Нужно согласиться, что у нас провинциальный город, где главенствует поп-культура, развивается поп-эстрада.
Также отмечу полное отсутствие спонсоров, поэтому у нас самые высокие цены на вход в клуб. 20-30 долларов за вход в клуб для Европы было бы дорого. Например, недавно в Варшаве вход на вечеринку с участием Alex Metric был $7. В Минске же существует планка, которую установили как клубы, так и промоутеры, которая якобы определяет качество вечеринки. Но ведь, заплатив меньше за вход, посетитель может больше оставить денег в баре, на Западе это так работает. Что получается у нас: люди не приходят в клуб, потому что дорого, либо те, кто пришли, не способны оставить достаточно денег в баре. С такими затратами поход в клуб каждую неделю становится невозможным. Притом что у нас далеко не самые высокие зарплаты в регионе, Беларусь достаточно бедная страна, и тусоваться тут ужасно дорого, в этом огромный минус.

Есть ли, на твой взгляд, пути выхода из сложившейся ситуации?
Я думаю, что необходимо снизить цену за вход, всем одновременно. Также неплохо было бы в условиях кризиса договориться с клубами о снижении аренды.

Считаешь ли ты себя человеком, которого сложно чем-то удивить в музыкальном плане?
Да, чего скрывать, могу себя считать таким, потому что был с самого начала зарождения клубной культуры Минска и вообще Беларуси. Сами посудите, с 1991 года я играю на вечеринках, уже больше 17 лет. В ветераны себя записывать не хотелось бы, я надеюсь, что меня многое ожидает впереди, однако вся клубная история прошла через меня.

Какие планы на следующий год?
Я собираюсь учиться звукорежиссуре, развиваться дальше. В этой стране я уже всего добился, нужно выходить на международный уровень, выпускать свои релизы. Конечно, хотелось бы помочь клубной ситуации родного города, но я себя ощущаю в какой-то странной ситуации: все клубы и промоутеры варятся сами по себе. Я прекрасно понимаю, что можно было бы сделать и главное, как это сделать, чтобы все нормализовать, но у нас совершенно нет диалога с клубами, с промоутерами тоже. Советую клубам и промоутерам чаще прислушиваться к советам и предложениям. Альтруизмом заниматься надоело.

Автор: Денис deap & Белка | Редактор: Полина Михайловна