Rave.by

Интервью с теми, кто выпускает пиратские миксы16.03.2009

ПиратствоКак долго вы всем этим бизнесом занимаетесь?
Началось лет семь назад, наверное. Я тогда как раз попал на Горбушку, и тогда же мы начали сосредотачивать свои усилия на продвижении клубной музыки в Москве, да и в нашей стране тоже. Знаю что та деятельность, которой мы занимаемся, она не очень почитаема, но к темным сторонам, нас я бы не стал относить. Все-таки мы все, как и лейблы, выпускающие лицензионные издания, занимаемся одним – занимаемся искусством. А люди занимающиеся искусством, они однозначно творят добро, и не могут быть на темной стороне.

Ты сказал, что вы занимаетесь продвижением клубной музыки, брендов. А что под этим подразумевается? Вы кого-то раскручиваете или что?
Мы способствуем появлению новых имен, чтобы эту музыку слушало больше людей, чтобы диджеи смогли играть в хороших клубах. И уже были прецеденты, когда мы начинали работать с какими-то диджеями, а уже потом они, во многом благодаря нашим действиям, уходили работать в разные известные клубы. Но имен я называть не стану.

Если ты не хочешь называть имен, значит это постыдно, если твой микс выходит у пиратов?
Не согласен. Я думаю что если спросить у всех ведущих московских диджеев – сотрудничал ли ты с пиратами, они конечно же скажут да. К нам обращаются не только диджеи, но и клубы, чтобы мы помогли им попасть в проигрыватели их целевой аудитории. Ведь все понимают, что лицензирование, так называемая очистка прав, во-первых дорогое удовольствие, а во-вторых оно занимает огромное количество времени – чтобы «очистить» стандартный диджейский микс нужно порой затратить до полугода. А диджеи понимают, что ради своего пиара им надо держаться на гребне волны, и поэтому такие длительные сроки абсолютно им не приемлемы. И им надо чтобы то, что сегодня они играют в клубах, завтра уже было в их миксах на CD. И как раз в этой ситуации на помощь им приходим мы.

А не было ли прецедентов когда клубы были против того, чтобы засвечиваться на пиратских миксах? Или им все равно и популярность и узнаваемость, достигнутая любой ценой, важнее?
Такой прецедент был один – и он исходил от клуба «Дягилев». У них были довольно серьезные претензии к нам. Хотя микс, которым интересовалась служба безопасности клуба, и из-за которого едва не разразилась натуральная бойня, был выпущен не нами.

А кроме вас кто-то еще подобную деятельность ведет?
Нет, пожалуй, никто больше.

Но если «дягилевский» микс был выпущен не вами, значит кто-то есть еще?
Они этим занимались!

Тогда получается что с этого рынка уходят?
Нет, конечно же у нас есть конкуренты. Но мы стараемся держать марку, и я могу сказать, что мы делаем лучше всех на этом рынке.

Знаю, что те пиратские миксы, продающиеся на Горбушке, они как правило с попсовой танцевальной музыкой. То есть в нашем городе востребована только танцевальная попса?
Да, самой востребованной музыкой на рынке как раз является попсовый электрохаус, ну или то, что называют словом попса. Мы, те кто всем этим занимается, такую музыку не слушаем конечно же, любим ходить на ту же «Крышу Мира», где, как известно такая музыка не играет вовсе. И некоторое время назад у нас созрела идея выпускать миксы с непопсовой музыкой. И это начинание, можно сказать, было довольно успешным – те же миксы Бивойса или Хельги яркое тому свидетельство. В коммерческом плане это было не слишком успешно, но в плане музыкального ликбеза, все было очень здорово. Мы получили массу положительных откликов на эти релизы, так как минимала на дисках издается мало, а эти диджеи и на лицензии не издаются. Причем лицензионные миксы с такой музыкой делать еще более проблематично, чем миксы с попсой, потому что порой даже неизвестно что это за трек и кому на него принадлежат права.

А вот диджеи, которые делают вам миксы, кого-то из них совесть грызет? Ведь они, по сути, воруют треки у своих коллег-музыкантов!
Интересный вопрос. Но ведь стандартный русский диджей в неделю по несколько гигабайт музыки выкачивает, и, как правило, не с «правильных» сайтов, вроде beatport, а со все тех же сайтов, где выкладывают ворованную музыку. Мне кажется, вопрос с совестью у диджеев даже и не возникает. Но не все диджеи, конечно же, таким образом поступают.

Были ли случаи, когда вы предлагали какому-то диджею выпустить у вас микс, а он отказывался, мотивируя это тем, что хочет, чтобы все было как полагается? Знаю DJ Grad такого мнения придерживался. Но может кто-то еще был?
Да. Вот Иван Рудык тоже так же поступает. Но он работает на самую широкую аудиторию, а мы работаем с аудиторией, которая ходит в дорогие клубы. Наши диски не дешевые, у них себестоимость очень высокая, и, следовательно, в продажу они поступают по высоким ценам. И эти высокие цены, эта недоступность массовому слушателю, нас устраивает и те же миксы Ивана Рудыка можно скачать где угодно, а наши релизы в интернет не выкладывают.

Видно, что рынок лицензионной клубной музыки в нашей стране развивается. Можно ли говорить о конкуренции между вами и теми, кто выпускает лицензионную продукцию?
Я думаю что нет. Потому что та музыка, которая издается на лейблах вроде Freestyle Records или «Правительство Звука», она, как правило, двух направлений – либо это тяжелый, малотанцевальный электрохаус или обычный прогрессив-транс, на что делает сильный упор «Правительство Звука». Мы же в первую очередь стараемся выпускать именно танцевальную музыку – диско-хаус, электрохаус. Могу сказать что мы подходим к выпуску миксов довольно ответственно – прослушиваем каждый готовящийся релиз, и если он не нравится нам, когда хочется после 20 минут прослушивания этот микс выкинуть и стереть из своей памяти, мы можем запросто вернуть его на доработку создателю. Вот если бы так поступали товарищи из лицензионных лейблов, то я думаю у них бэк-каталог был бы интереснее.
И еще, что касается конкуренции между нами и лицензионными лейблами – мы делаем ставку на российских диджеев, там же, что понятно, делается ставка на лицензирование западных релизов. А если какой-то русский диджей и выпускает лицензионный микс, то он делает его из строго ограниченных треков (как правило старых) и миксы у них получается совершенно неинтересными. Делаются там для галочки скорее.

Все те три лейбла, которые сейчас активно занимаются лицензированием клубной музыки в России, являются правообладателями в нашей стране каталогов западных лейблов, вроде Toolroom, Kompakt. Get Physical и других. А диджеи делающие вам миксы, они же, скорее всего на лейблы не обращают внимания – главное чтобы музыка была хорошей.  Не чинили ли вам какие-нибудь препоны лейблы-правообладатели в этом плане?
Я уже говорил о том, что мы выпускаем все очень быстро. Настолько, что лейблы в России еще не получили права на них. Но проблем никогда никаких не возникало.

миксыНе возникало ли у вас желание легализоваться?
Конечно было. Но мы понимаем, что кто-то должен заниматься активным продвижением наших диджеев, среди которых, как оказалось, есть талантливые ребята. Но если мы легализуемся, мы потеряем свою уникальность и превратимся в тех псевдо-гигантов, вроде Freestyle, которые набрали себе лицензией, но релизов от Ministry Of Sound так до сих пор и не выпустили. Или Diamond Records, которые занимаются какими-то андеграундными делами. И если мы легализуемся, то интерес к нашей работе заметно снизится. И я считаю, что лицензирование не прибыльный бизнес, поэтому особо мы туда и не стремимся.

Ваш бизнес – он прибыльный?
Спрос есть, но он не большой. Да и тиражи у нас не высокие. Мы за эксклюзивность. И тем кому это нужно – они это покупают. Но вот популярность наших релизов действительно высока – дело дошло до того, что наши релизы, недоступные по цене, порой покупаются в складчину, и потом переписываются на CDR.

Какие диджеи, с вашей точки зрения, самые популярные?
Это DJ Neitrino, Рублев, Lil M, DJ Fashion. Вот они самые популярные сейчас.

То есть вся эта старая гвардия диджеев не популярна и не востребована?
Да нет, популярны в какой-то степени. Популярны в кругу старой гвардии, которые начинали под них тусоваться. Понимаешь, вот отличие русских диджеев первой волны, от тех же западных в том, что иностранцы ковали свое имя на протяжении долгих лет, упорной работой, копанием в пластинках, и все это с любовью к музыке большой. А диджейство в нашей стране, и конкретно в Москве, настолько коммерциализирован, что говорить о каком-то профессионализме, таланте просто смешно, так как за такие деньги, которые получают московские диджеи и дурак смог бы хорошо сыграть. Есть, конечно, люди талантливые и интересные, но таких у нас крайне мало.

На пиратских миксах ставятся логотипы уважаемых клубов. А как они туда попадают – по просьбе клубов или диджеев?
Как правило, все это делается по просьбе диджея, который, естественно, ставит в известность клуб.

Когда-то бытовало мнение о том, что у пиратов дистрибуция лучше выстроена чем у тех, кто занимается лицензией. Это по-прежнему так?
И да и нет. Зачастую пиратские компании работают намного лучше лицензионные, просто потому, что люди лучше понимают свою ответственность. В нашем бизнесе очень жестко со сроками, с датами поставок, с выходами релизов. Лицензионные же компании позволяют себе анонсировать несуществующие релизы, принимать на них пред заказы. Это все от обыкновенного разгильдяйства, которое пышным цветом цветет в лицензионных конторах и, конечно же, от отсутствия профессионализма. А про дистрибуции, я думаю что пиратский рынок он на то и теневой, что о нем мало что известно, и даже я не могу сказать что с ним происходит. Но точно знаю, что продается все одним и тем же клиентам.

Можешь привести плюсы и минусы пиратства и лицензии?
Единственным минусом пиратства является отсутствие треклиста, а плюсами является самая новая, свежая и последняя клубная музыка, качество исполнения, причем зачастую продается это все по ценам лицензионных дисков. А минусами лицензионного рынка является то, что выходит там как правило старая музыка, то что всеми уже давно многократно прослушано, что уже отгремело по радио. То есть с момента заявки на сайте компании и до момента появления в продаже проходит до трех месяцев что уже критично. Безусловно проигрывает упаковка и оформление. Ну и конечно же очень сильная ограниченность в музыкальном формате – либо это лаунж, либо это какой-то очень жесткий электрохаус, если выходит какой-нибудь драм-н-бейс, то он сильно отстает от реалий этого жанра. Бывает интересный тек-хаус или техно, но редко, и для меломанов эти релизы никакой ценности не представляют, во многом из-за качества исполнения.

Если посмотреть с теневой стороны, что будет с российской клубной музыкальной сценой?
Я думаю, что рынок развивается и у него есть большой потенциал. Иначе бы мы этим просто не занимались. И рынок сейчас гораздо интересней, чем это было несколько лет назад. Я думаю, что все будет хорошо!

Примечание: За нарушение авторских прав белорусское законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность. Ответственность за нарушения авторских прав регулируются в РБ Гражданским кодексом РБ, Уголовным кодексом РБ и Кодексом об административных правонарушениях РБ.

Автор: Илья Воронин | По материалам сайта nightparty.ru