Rave.by

Основатель лейбла TAMRECORDS — Dj Bes в Минске на Friday 13th.28.04.2012

Как повествует свободная энциклопедия wikipedia.org, пятница 13-го числа любого месяца — распространенная примета, по которой в такой день следует быть особенно готовым к неприятностям и остерегаться неудач. Команда Mad mouse promo решила поспорить, организовав в клубе Re:public незабываемое мероприятие под названием Friday 13, более того, пригласив старейшего гуру петербуржской нейрофанк сцены и ведущего самого популярного в России подкаста о Drum&bass — Neuropunk — Евгения Бесмана (aka Bes).
В эту ночь на одной сцене с хэдлайнером, обладающим уникальным чувством вкуса, играли наши отечественные диск-жокеи Malk, Mikser, Walder, Wavecut и Christ, в очередной раз доказывая, что Беларусь занимает далеко не последнее место в продвижении drum&bass.
Владелец лейбла с безупречной репутацией TAMRECORDS, цифровая реинкарнация которого TAMP3CORDS является сейчас лучшим mp3 drum&bass лейблом страны и отличной платформой для выпуска треков русских музыкантов, своей закалкой в клочья разорвал все стереотипы о пятнице 13. Журналисту rave.by удалось выяснить, как, что и почему, ведь, как известно, Евгений решил приостановить гастроли, и апрельская пятничная ночь в Минске стала завершающим звеном в его гастрольном туре на данном этапе диджейской карьеры.

DJ BES

 

Здравствуйте, Евгений. Для начала, хотелось бы уточнить несколько деталей, касающихся непосредственно вашего лейбла TAMRECORDS. Сколько релизов выпущено на счету?

Лейблу одиннадцать лет, соответственно начинали мы с аудиокасет. В 2000-2001 году выпустили несколько. Потом появились cd-диски, и мы выпустили порядка 40 cd-релизов всяческих разных: ремиксы, альбомы, сборники и т.д. Затем настала эра mp3-музыки, которая длится по сей день. И за три года, как стартанул mp3-лейбл, также вышло порядка 40 релизов.

А по какой причине вы не выпускаете винилы?

Для лейбла печатать винил в 21 веке — это уже, знаешь, как орден или медалька. То есть, если бы я жил в Англии, где эта индустрия финансово дает отдачу какую-то, мы бы наверное релизились на виниле, а в России никто пластинки не покупает, кроме диджеев. Я много раз хотел выпустить что-то на виниле, но это требует определенных вложений вникуда, это меценатство. Пока я раздумывал, эпоха винила вообще закончилась. Я не знаю, может мы что-то и напечатаем когда-нибудь.

Может хотя бы для себя?

Ну да, просто для галочки, хотя бы пару релизов. Может, кстати, этой осенью что-то выпустим. У меня лежит пару заготовок Engage с Receptor, как раз на виниловый релиз. Вполне возможно, что мы их и выпустим в свет. Амбиции... (смеется)

А много ли в вашей «коллекции» сплитов?

У нас это называется коллаборейшн и их очень много. Тут вообще если рассказывать о коллабах, то надо начинать с начала всей истории, как я замутил все это движение, которое называется Neuropunk. Когда стали со всех сторон рождаться российские, белорусские, украинские продюссеры в массовом количестве, я их стал знакомить между собой, они начали сотрудничать друг с другом, и, соответственно, на текущий момент очень много этих сплитов. Очень много хороших, которые уже вышли на мировую арену.

А бутлеги доводилось выпускать?

Мы выпускаем много фри материала. Это бесплатные релизы. То, что низковато по качеству, на что автор не особо много затратил времени, и когда ему кажется, что за нее не стоит брать денежки, сам музыкант готов подарить. То есть, все думают, что профессия музыканта — это какая-то такая аморфная хрень, которая доступна каждому. Что можно купить себе ноутбук, скачать FruityLoops и стать автором, написать пару хитов. На самом деле такой стереотип у всех слушателей есть и тлеет где-то в их душе. Кто-то пробует и обламывается, кто-то не пробует и думает так до конца жизни. А на самом деле, чтобы написать хороший трек, нужно потратить на первой стадии порядка двухста часов минимум, надо несколько недель просидеть и вылизывать трек. И каждая талантливая личность, которой от природы дан талант музыканта, в принципе, этот талант готов подарить, но время, которое проведено за тем, чтобы воспроизвести этот талант конкретно в песню, дарить никто не имеет права! За эти двести часов я мог пойти поработать на тракторе, или в такси, или программистом - кем угодно. Я бы мог заработать конкретную сумму, эквивалентную 200 часам. То есть ребята сидят и тратят конкретное время, за которое они могли бы свою семью обеспечивать.
Так вот, у нас выходят какие-то бутлеги, какие-то неофициальные ремиксы: на Виктора Цоя трибьюты, на Prodigy и т.д. В принципе, разрешения получено не было, но это выходит бесплатно. Такие релизы мы не продаем.

Ну да, так все делают. Кстати, вокруг слишком много дискуссий на тему неограниченного доступа к любым материалам, в том числе и к музыке. А вы за свободный доступ?

Ну, в наше время понятно, полная свобода доступа к информации, музыку никто покупать не хочет. Сознательных людей единицы, даже сами мэйджоры, у которых аудитория в тысячи фанатов, особо ничего не продают, если быть честным. Даже наши релизы не одну неделю висели в ТОП-10 Beatport, а потом оказалось, что продаж всего лишь 20 файлов. То есть, как формируются эти топы - непонятно. Скорее всего, у остальных тоже продалось по двадцать. Все слушают музыку вконтактике, на youtube и где-то там еще, но покупать никто не хочет. Зачем покупать, если можно взять?

А вас это устраивает?

Нет, конечно, меня не устраивает. Я считаю, что любой труд должен быть оплачен. Но нету нормы регулирования этого, и, соответственно, приходится кому-то уходить в попсу и писать песни для рекламы, кому-то подрабатывать в офисе и заниматься продюссированием, хобби. Короче, каждый раз по-разному. По-моему, Моцарт сказал еще 300 лет назад «если ты занимаешься музыкой, ты обрекаешь себя на бедность». Смысл этого изречения не поменялся за все эти столетия.

Был такой момент, в 2009 году, кажется, вы сказали, что d&b культура в Питере находится в расшатанном состоянии. До сих пор так?

Да, знаешь, чтобы жить, любой сцене нужна материальная подпитка, то есть ей нужны деньги, чтоб привозить музыкантов, писать музыку, платить за дизайн, за интернет-сайты, за релизы, выплачивать гонорары... А когда появляется один огромный насос, который выкачивает все бабки со сцены, всем остальным ничего не остается. Этим насосом у нас является Radio Record, причем не только в Санкт-Петербурге, а уже и по всей России, у них 60 городов вещания. Они просто выкачивают бабло из всех стилей музыки, из которых возможно и превращают все в гопотеку.

В одном из интервью вы сказали, что Tamrecords уже не команда, и все, что касается лейбла, делаете вы один. Так ли это сейчас?

Ну да, когда мы только начинали, там был какой-то кастяк, но все потом куда-то поотделились, кто-то бросил, кто-то ушел в какую-то другую музыку - я остался один, кто тащит лейбл. Я, впринципе, изначально его один делал. Всегда я был инициатором, двигателем и командиром всего этого, и я сейчас остался один. У меня есть напарник-программист, который помогает в интернете все это реализовывать.

А других помощников нет?

Нет, но есть очень много людей, кто горит идеей, готов что-то делать, предлагает свою помощь. А пытаешься начинать с ним работать — его энтузиазма хватает ненадолго.

А вообще музыку в каком сознании Вам больше нравится писать — в трезвом или измененном?

Кто-то за здоровый образ жизни, кто-то нет. Большинство электронных музыкантов пишут в измененном сознании, но также есть куча музыкантов, кто вообще ничего не употребляет. Тяжело сказать, каждый человек индивидуален. Fatboy Slim, например, жестко бухал и в гараже писал свой лучший альбом: две бутылки виски выпивал перед написанием трека. Митя Receptor вообще даже не выпивает ничего: у него энергия вот эта молодая, которую он выплескивает в музыку. У меня, например, самые хорошие треки были написаны в период с 7 до 8 утра, когда я уже на изнеможении, в полусне каком-то, в еле сидящем состоянии. На трезвую голову, но в какой-то прострации, когда тело уже просто обессилено, тогда почему-то рождается нечто.

Но вообще музыка для вас сейчас — это все еще хобби?

Нет, для меня это профессиональная деятельность. Нас таких, кто зарабатывает drum&bass'ом в России, еденицы. Есть я, есть Костя Gvozd, который является лицом «Пиратской Станции», и пара продюссеров типа Мити Receptor`a и Димы Engage`a, которых я лифтнул своим Neuropunk'ом, и, которые, впринципе, могут уже себя содержать своими гастролями, потому что берут серъезные гонорары. Есть старые музыканты типа Subwave или Paul B, которые мировую известность получили очень давно и деньги зарабатывают тоже давно.

А если предположить, что в какой-то момент вам придется прекратить заниматься музыкой, есть ли у вас какой-либо род деятельности на примете, скажем, «про запас»?

На самом деле, в последние годы , я очень часто сам хотел это сделать, но так и не нашел чем бы заняться. А вообще, у меня за все время, пока я был диджеем, были разные свои бизнесы, были магазины по торговле молодежной одеждой. Одно время я был генеральным продюссером лейбла самого пафосного и гламурного бренда в Санкт-Петербурге Jet Set. Я очень много сменил работ. Если с drum&bass все станет плохо, и придется завязать, я знаю, что на следующий день я пойду и найду работу. У меня есть авторитет, репутация, и я приду туда, куда понравится, и буду там работать. Уверенность в этом у меня есть, а страха перед новой работой и переменами - никакого. Меня звали в очень много всяких контор, но пока что никуда не пошел. В кайнем случае, у меня два высших образования, я могу пойти по специальности программистом работать, например.
Я бы знаете где поработал с удовольствием? У вас есть такая контора, называется wargaming.net. Это создатели успешной MMORPG World Of Tanks. У меня мечта поработать в игровой индустрии. Когда их питерский офис начинал разрабатывать самолетики, я им резюме заслал. То ли они не прочитали его, то ли еще что... Не срослось, в общем.

Вот Вы говорите, что хотите продолжать работать с drum&bass, но ведь Вы себя позиционируете не как продюссер, а больше как человек, который продвигает эту культуру.

Я работаю на сцену, да, я давно не пишу музыку сам. Ну, то есть, я пописываю ее, у меня куча заготовок, каких-то коллаборейшенов. Сейчас с Agressor Bunx пишется потихоньку на Mindtech, с Receptor'ом пара треков еще дописывается, с Miditacia, с Flame'ом. То есть я и продюссированием тоже занимаюсь, просто на это времени не хватает. Я работаю 24 часа 7 дней в неделю. На самом деле почему вся эта тема успешная - Neuropunk? Потому что надо трудиться 24 в 7! В интернете сидишь и обрабатываешь все что можешь, слушаешь все треки, постишься на всех сайтах, сутками сидишь за компом. Это, конечно, плохо влияет на здоровье, но приходится работать. Либо я это буду делать, либо все умрет и мне будет жалко, чего я не переживу, это ж детище мое, как же мне его бросить теперь.

К слову об интернете. Сейчас люди разных возрастов «зависают» в сети Интернет, поэтому ведутся дискусии по поводу глобального отупления общества. Говорят, в плане развития и ума люди деградируют. Вы с этим согласны?

Нет, ум как раз-таки развивается в геометрической прогрессии, потому что у тебя есть полный доступ к информационной матрице Земли. Сейчас в любое время я могу достать телефон, задать любой вопрос, и через секунду получить на него грамотный ответ. А раньше у меня такой возможности не было. Я родился в 1979 году, и когда я пошел в первый класс в 1985, у меня не было возможности узнать любую информацию. Я был информационно ограничен и развивался только в тех направлениях, которые мне подбрасывала жизнь.

Ваша речь в подкастах четко поставлена и убедительна. Скажите честно: годы тренировок по выработке дикции или так само собой получается?

Я учился на офицера и пять лет провел в войсках, где меня учили командовать и управлять людьми, а также подчиняться самому. Соответственно, какие-то навыки остались со мной в жизни. «Ровняйсь, смирно, шагом марш!» (смеется) Опыт командного уверенного голоса - оттуда. Хотя в 4 подкасте, например, уверенности в голосе вообще не слышно.

Когда вы слушаете музыку, вы на что в первую очередь обращаете внимание — на эмоции, которые вызывает трек, или на его технический материал?

В сококупности, но первично я слышу трек в голове поканально. Изначально, я ведь был диск-жокеем, а ни продюссером. А люди, которые из обычного диджеинга уходят в продюссинг, обладают большим преимуществом перед просто музыкантами. Они уже поиграли для публики и знают, что ей надо. Они уже чувствуют эмоциональный напор, который должен быть в треке, который заработает на танцполе, они его уже подсознательно знают, поэтому пишут лучше, чем просто музыканты. Музыкантам приходится несколько лет трудиться, чтобы понять фишку, и то, пока не выйдут хотя бы раз и сами не сыграют сет, они не вкурят.

Вы, кстати, курите?

Бросил чуть больше года назад. Если ты бросил курить - ты одержал одну из самых значимых побед над собой, и в дальнейшем вообще можешь сделать все что угодно, все тебе по силам.

А какая Вам нужна обстановка, чтобы полностью расслабиться?

Не знаю, давно полностью не раслаблялся, даже забыл, что это такое.

Вы в livejournal написали, что прекращаете гастролировать. Насовсем?

У меня были проблемы со здоровьем... Понимаешь, гастроли сравнимы с шахтерским трудом. Когда, например, у тебя за уикенд три города, и ты прилетаешь в три разных часовых пояса за два дня, посещаешь их без сна, без нормальной пищи, но на алкоголе перед сетом, потому что какой-то допинг нужен (я наркотики ни разу не употреблял, как-то мимо меня это прошло, не знаю, может в армии потому что служил). Ты домой прилетаешь и потом четыре дня просто лежишь. Конец всему вообще: и голове, и желудку, и спине. Но если тебе нужны деньги, тебе нужно идти работать. Когда я только набирал известность, я жестил, и гонорара-то большого не брал, там за 100-200$ слетать куда-то, чтобы как-то себя обеспечить приходилось по три города летать.
В общем, сейчас я нахожусь в подвешенном состоянии, но я бы не хотел уходить! Может просто придется, потому что есть личные семейные проблемы и все это надо как-то совместить. Если раньше, я деньги вливал в дизайн, в оплату кодерам, гонорары артистам, привозы звезд, потом ехал на гастроли, и половину того, что я привез, отдавал ребятам, чтобы все это жило. Я вливал сам в эту сцену деньги. На другую половину мы вдвоем с девочкой моей как-то выживали, особо себя не балуя ничем. Серъезно, потому что drum&bass музыка такая, денег не особо много. Сейчас пора и жениться, и ребеночка рожать, а drum&bass не даст столько денег на обеспечение семьи. Либо надо идти на серъезную работу, либо спонсора искать. В общем, если что-то получится, то в следующем подкасте будет ясно.

А со слухом проблем нет?

Нет, повезло. Тьфу-тьфу-тьфу (стучит по столу). Со слухом проблем нет, но есть куча примеров, среди тех же музыкантов в подкасте, кто имеет проблемы со слухом уже, и очень серъезные.

Вы были во многих городах на гастролях, может приглянулось какое-нибудь место, где вы хотели бы остаться?

Да, я всю страну облетал: покрыл 70% площади России гастролями за 15 лет. Не долетел до Дальнего Востока только, и то меня звали тысячу раз. Я был во всех миллионниках России, был у вас в Беларуси: в Витебске, Минске, Могилеве, Гомеле. Был в Украине во многих городах, но остался, в итоге, в Санкт-Петербурге. Очень тянет на Родину сюда, я же в Слуцке родился и 15 лет здесь прожил. В Минске нравится мне, тут дышишь воздухом детства. Сегодня прогулялся, прошелся кругом — дождь пошел.

А как Вам публика и люди в общем?

Потрясающая. На самом деле редко такой вот танцпол увидишь. Подзажрались люди в России как-то, там поменьше танцполы. Ну когда я приезжаю, я всегда, впринципе, знаю, что будет в клубе биточек, но вот здесь все искренние такие, здесь очень хорошо. Мы об этом говорили, когда ехали в машине сегодня, что у вас в стране есть небольшая диктатура, и вам не дают нерациональную свободу. У вас не висят билборды с голыми женщинами посередине проспекта «приходите в наш стрип-бар». Дети гуляют, они видят это... Конечно, хорошо там, где нас нет. Понятно, что, где есть плюсы, есть и свои минусы. Но в Беларуси остались какие-то хорошие качества морали, хоть что-то есть. А в России таких чистых людей сто лет не видел, там все думают либо о себе, либо о своем бабле. Там по-другому вообще все меряется, зачастую даже нет разницы, родственники вы или нет. Вот раньше было лучше в этом плане, в Советском Союзе, когда был коллективизм.

Да, тогда все жили по правилу «Один за всех...». А сегодня вы что посоветуете своим фанатам?

Быть честными к самим себе, тогда все получится.

Будем стараться. Спасибо!

Автор: vaniabyiko