Rave.by

Круглый стол: дабстеп и минимал12.04.2009

dubstep trackАвангард дабстепа размышляет о взаимоотношениях между минималом и дабстепом. И пусть эта тема для кого-то покажется избитой и не интересной, но умных людей не грех лишний раз послушать.

После крушения брейкбитовой империи и спора карликовых электронных государств кажется единственное, что может вызывать коллективный восторг осталась прямая "бочка". Но совсем неожиданно, из дыры под названием "харкорный континуум" вылез гибрид именуемый дабстепом и ситуация круто изменилась.

Шаг 1: Побороть полярности

Во время когда все тайны клубной культуры категоризируются на Ebay и рекламируются через Google Ad, дабстеп снова вдыхает мифологию в забытую, было, молодежную субкультуру. Наверное это стало в какой-то мере противоядием к общему неолиберальному отрезвлению, когда к согласию пришел минимал и ситуация с падением интереса к пластиночной культуре. И снова нужно превращаться в детектива: для того чтобы узнать что это за трек такой нужно закапываться в глубины диджейских чартов. А вознаграждением станет крестовый поход на студию "Black Ark" созданный по сценарию "Бегущего по лезвию бритвы".

Не стоит говорить о противостоянии техно и дабстепа - все происходит скорее наоборот. С этими жанрами происходит странная ситуация - границы одного жанра размыты уже настолько, что жанру грозит потеря самоидентификации, а музыканты другого жанра всеми силами сопротивляются навешиваемых им критиками стилевых ярлыков.

Шаг 2: Трепыхающиеся импульсы

Те, кто потерпел крушение клубной культуры и был инфицирован вирусом даба хорошо знают, что за категоризацией следует распродажа. Знатоки клубной культуры помнят как благодаря "Incredible" в раздел распродаж ушел джангл - и кто-то боится что что-то похожее может произойти и с дабстепом. Но дабстеповые музыканты, стремясь прочь от своей лебединой песни выстраивают стену творчества, стремясь огородить себя от смерти или творческого застоя. И предполагаемая полярность между вайбом рэгги и тьмой больших танцполов уже давно побеждена и музыка свободно ветвится во всех возможных направлениях. Правда кто-то из критиков уже замечает первые проявления усталости в этой музыки и явную пробуксовку в творческом развитии.

Однако зачинатели дабстепа с лейбла DMZ предлагают новую грань звукового разнообразия с каждым новым релизом, вроде чего-то готического из Токио. Или что-то с привкусом R'n'B и бутлеги на Джастина Тимберлейка и Алишии Киз. Да и родство с США ощущается - фанк созданный при помощи 808-й драм-машины больше напоминает олдскульный хип-хоп, то, что называется miami bass или dirty south. И все-таки в этих релизах отчетливо слышится звучание ранних релизов какого-нибудь Metalheadz.

Самые свежие импульсы сейчас приходят из той части спектра, что находится ближе всего к техно. Лондонский чудак Шэклтон (Shackleton) благодаря своей, практически апокалипсической, насыщенной перкуссиями, дабстеп-музыкой, спокойно себя ощущает в миксах тех, кого обычно ассоциируют с техно или минималом, вроде Кэсси (Cassy) или Онура Озера (Onur Ozer). Лейбл Skull Disco обрел уже фактически культовый статус в стране прямой бочки благодаря ремиксу Рикардо Виллалобоса на "Blood On My Hands". С техно-стороны музыканты Jay Haze и Михаэль Хо (Michael Ho) смогли проникнуть в самое сердце лондонской сцены.

Теперь господствующая власть на танцполе может (и должна) вступить в реакцию с экспериментальными и инновационными решениями, дабы освободиться от тлеющего застоя, который оставил после себя бум, царивший вокруг минимала некоторое время назад. При этом техно здесь используется как ядро, а дабстеп стал новым местом, где рождаются новые движения.

Хорошо заметны сильные стороны дабстепа, когда он начинает флиртовать с техно и хаусом. Mala погружает в свинг, грязь и мощь чикагский хаус и эйсид-хаус. Skream виртуозно ремикширует минимал от Марка Ашкена (Mark Ashken), а Kode 9 между тем всегда находится на несколько шагов впереди - феерично работая с расплывчатой эстетикой, обильно приправляя все тестостероном, который таит в себе бас. Даже сегодня гипнотический "Magnetic City" от наставника сцены и главы лейбла Hyperdub - является одним из главных танцевальных треков последнего времени. В Бристоле правит балом Peverelist со своим лейблом Punch Drunk, а DJ Pinch на Tectonic проводит явные параллели с Детройтом – глубочайшие басы скрещенные с текстурой минимал-техно.

Сюда же можно записать работы проектов Cyrus и Random Trio, 2562 из Утрехта. Из Голландии, с большой любовью к "городу моторов" Martyn с каждым новым своим релизом расширяет радиус своих музыкальных интересов. В тоже самое время Кевин Мартин (Kevin Martin), известный как The Bug, смог заглянуть в будущее даба и рэгги. Его трек 2003 года "Night Steppa" как бы предвосхищает духовное родство между даб-техно вселенной Basic Channel и тому, что появилось позднее, в форме полузагадочного Burial. Когда заходит разговор о культовом статусе Rhythm & Sound, Basic Channel или Maurizio, Марк Эрнестус (Mark Ernestus), хозяин магазина Hardwax и большой поклонник рэгги, всегда немного удивляется этому, но он может только приветствовать недавнее возрождение (перерождение?!) даба. И Штефан Бетке (Stefan Betke), более известный как Pole, ремикширует Шэклтона и Peverelist.

При этом дабстеп оказывается больше чем жанр в эпоху постмодернизма: он всегда готов сочетаться, выстраивать новые комбинации, всегда по-новому. Было бы слишком печально если бы техно сохраняло свои главенствующие позиции в танцевальной музыке - от этого все было бы скучным и линейным. Теперь же открывается поле в котором могут взаимодействовать все формы танцевальной музыки - будет это ломанная музыка или с "прямым" ритмом, медленная или жесткая.

Вместо того, чтобы отделятся друг от друга, различные манеры, темпы и настроения теперь могут сосуществовать вместе. Эти потенциальные возможности, кроящиеся в каждом из танцевальных жанров могут теперь завязывать (порой совершенно случайно) сплетения в мрачных закоулках дабстепа. Брейк "Amen" на котором держится весь джангл – это технологическая максима драм-н-бейсовой физики, драм-машина, на котором стоит хип-хоп, подрагивающая "тарелка", являющаяся главным элементом британского гэрриджа и маниакальная точность IDM, плюс прямой ритм "бочки" в хаусе и техно - все эти фрагменты, тайно ли, явно ли, вступают с дабстепом в некую химическую связь, создавая из дабстепа настоящий метажанр.

Для того чтобы обсудить происходящее, мы собрали главных действующих лиц этого движения: Шэклтона (Shackleton), Kode9 и Кевина Мартина из The Bug, DJ Pinch из Бристоля, Марка Эрнестуса из Rhythm & Sound/ Hardwax и Штефана Бетке, более известного как Pole, из Берлина. Помимо этого мы пригласили к дискуссии Орсона (Orson), пропагандиста дабстепа из Дюссельдорфа, Олафа (Olaf/ Tandem) из Кёльна. Мы брали интервью лично, звонили, списывались по электронной почте и в итоге создали некоторое подобие круглого стола, пускай и виртуального.

СЛУЧАЙНОСТЬ

Шэклтон, ты стал своеобразным героем во взаимоотношениях между дабстепом и минимал-техно. Как тебе такая роль?
Шэклтон: Меня это постоянно удивляет. До тех пор, пока Рикардо Виллалобос не сделал ремикс на мой трек "Blood On My Hands" я даже не знал что такое минимал-техно. Теперь меня приглашают на техно рейвы, где меня иногда ругают потом рейверы. Вообще-то, все это довольно смешно, потому как я не ощущаю себя в дабстепе. Как же тогда я могу олицетворять эти два направления?!
Pole: Дабстеп и техно изначально не имели никаких общих точек. То, что оба они теперь встречаются это скорее продукт случайности. Своеобразный побочный продукт.
Kode 9: Техно - всего лишь следующий элемент в развитии всеобщей музыкальной истории, а дабстеп на такую роль не годится.

Но не ты ли ввел такое понятие как техностеп?
Pole: Нет, это было недоразумение вышедшее из интервью, которое я давал перед фестивалем Sonar. Техностеп - это какое-то бредовое понятие, почти такое же плохое как и дабстеп, ха-ха. Однако здесь есть несколько интересных совпадений в звучании.

Кто особенно активен в роли связующего звена?
Орсон Зивердинг: Первым, кто приходит на ум, будет Skream. Конечно же "Midnight Request Line", который прекрасно вписывается в техно-миксы, плюс его ремиксы на Марка Ашкена. Надо не забывать про Kode9, Pinch ну и D1.
Kode 9: Mala сделал несколько треков, которые находятся под влиянием дип-хауса и техно: "Bury Da Bwoy", "Left Leg Out", "Lean Forward" и "Unexpected".
Олаф/Tandem: Поговаривают что "Neverland" от Digital Mystikz мог бы стать своеобразным "Strings Of Life" дабстепа. N-Type, со своим стилем а-ля Джефф Миллс, где он в течении часа может отыграть 40 треков. Еще можно упомянуть Энди Стотта (Andy Stott) с лейбла Modern Love, правда он действует с другого конца поля.
Kode 9: Martyn прекрасно сюда вписывается со своим "Broken", таким, довольно техноидальным треком. Правда, я бы все-таки хотел, чтобы использовался более странный бит, нежели чем обычный прямой ритм.
DJ Pinch: Одним из основных связующих звеньев я бы назвал 2562 из Утрехта. В его треках вроде "Channel Two" техно-текстуры и дабстеповая ритмика очень гармонично сочетаются и прекрасно подходят под нужды танцпола. Еще бы хотел отметить Peverelist из Бристоля, у него есть важные треки - "Erstwhile Rhythm/ The Grind" и "Roll With The Punches". Я даже бы сказал так, что 2562 тяготеет к Basic Channel, а Peverelist больше склоняется к Underground Resistance.

В апреле 2007 года ты отыграл у Мэри Энн Хоббс, и свое выступление посвятил связи между дабстепом и техно. Как ты к этому подошел?
DJ Pinch: Микс я составлял с тем расчетом чтобы показать точки соприкосновения обоих звучаний, но все это я демонстрировал со стороны дабстепа. И я очень боролся с искушением смешивать треки а-ля Maurizio с дабстепом. С работами Peverelist, Headhunter, Atki2, Appleblim и моими собственными я представил дух Бристоля. Сюда бы я еще отнес нескольких лондонских музыкантов, вроде Skream, Mala, Cyrus и Random Trio.

ЗВУЧАНИЕ

Кооперация между дабстепом и техно, как это на слух воспринимается?
Kode 9: Во всех треках Mala не используется "прямая бочка", но там обязательно присутствуют довольные интересные барабанные паттерны и сильный свинг. В своем треке "Magnetic City" я использовал барабанные паттерны присущие дансхоллу. Я никогда не хотел использовать прямую "бочку". Я думаю, что дабстепу более близка синкопированность гэрриджа и тустепа, чем прямая "бочка". В ремиксе на Badawi "Den Of Drumz" я во вступлении играюсь с прямым ритмом, но дальше этого я все-таки не иду. Шэклтон и Peverelist так же находятся где-то рядом с прямым ритмом, однако особо с ним не заигрываются. Я думаю для дабстепа важно не поддаться соблазну заиграться с прямым ритмом присущий техно. И так уже музыки с прямым ритмом и четким битом полным-полно. Куда уж больше?!

Шэклтон, ты выпустил пластинку на лейбле Crosstown Rebels. Ты планируешь и дальше вторгаться на техно-сцену?
Шэклтон: Нет, скорее это была разовая история. У меня были ремиксы на пост-панковую группу Savage Republic, но куда их приткнуть я совершенно не знал. Ну я и предложил свои услуги Crosstown. Трек был довольно быстрым, ударов 120, и с прямой, как жердь, бочкой. Но это никак нельзя было назвать хаусом. Я даже не знаю как это назвать - тут еще и перкуссия какая-то сумасшедшая...
Pole: У Шэклтона я нахожу интересным то, что у него нет этих надоевших акцентов на каждую вторую или четвертую долю, или преобладающих в дабстепе заигрываний с рабочим барабаном, который ставится на третью долю. В его треках такт поддерживается свободной перкуссией.
Орсон Зиверинг: Для меня техно никак не привязано к прямой "бочке". Пересечение техно и дабстепа происходит скорее в аранжировках. Kode 9 и Mala, к примеру, прибегают к эстетике "One Drop": 16 тактов интро, потом басовая линия, потом ударные. Kode 9 этим особо злоупотребляет. Тут как в техно, все элементы существуют более менее однородно. Они приходят, уходят, обрастают эффектами и дилеями, вдыхают в трек жизнь.

МИНИМАЛ /  ДАБ

Но если речь заходит о структуре, то здесь видны общности. Как говорил, в одном из своих интервью Рикардо Виллалобос, дабстеп, для него, является своего рода примирением между драм-н-бейсом и хаусом. То есть создается впечатление что дабстеп - это минималистичная музыка. Что же означает минимал в контексте дабстепа?
DJ Pinch: Минимал думает о голых битах, которые в этой музыке и играют самую главную роль. Правильная с ними работа и создает законченную форму.
Олаф/ Tandem: Я-то, собственно и пришел сюда из минимал-техно тусовки и вот это упрощение, присущее минималу в свое время меня возбудило и в дабстепе. Я имею ввиду минимальное количество звуков, которые задействуются за единицу времени.
Kode 9: Как и в каждом жанре танцевальной музыки, термин "минимал" обозначает вежливое прикрытие слову "скукотища". Есть много минималистичного, неподвижного, скучнейшего дабстепа. Чтобы минималистичное движение действительно работало, нужно чтобы присутствовали свинг и грув - пускай даже они будут присутствовать виртуально.
Pole: В дабстепе я для себя обнаружил тот самый минимализм, который оправдывает свое название. Техно, особенно та его расплодившаяся сегодня часть, что называется "минималом", очень простая музыка. Там на идее минимализма отдыхают до тех пор, пока все не станет в конец монотонным. Однако некоторые дабстеп-музыканты очень хорошо управляются минимальным набором звуков и проявляют крайне высокую степень музыкальности. У техно все-таки несколько иная задача. Техно - это попытка вывести функциональную музыку на танцпол как можно меньшими средствами, которая действительно гипнотизирует тебя и очаровывает. Тоже самое можно сказать о дабстепе и его попытках использовать элементы даба.

А если вернуться на несколько шагов назад. Где можно увидеть общие корни?
Орсон Зиверинг: В концентрации на сути, ну это все равно как драм-н-бейс вышел из даба.
Kode 9: Вообще-то, исторически так сложилось, что даб лежит в основе всех форм танцевальной музыки и хип-хопа: селекция, ремиксы, упор на басе, эффекты и манипуляция вокалом.
DJ Pinch: Пионеры даба, вроде Кинга Табби (King Tubby) и Ли Перри (Lee Perry) много экспериментировали с реверберациями и задержками, для того чтобы создать должное звучание, которое подходит для басового звучания или ритмичных повторений.
Марк Эрнестус: Несмотря на стилистические или технические общности, лично для меня даб это не поп и никакое не искусство, без особых претензий - но при этом тут очень уместны эксперименты, которые не особо сильно отрываются от реальности. И в настоящее время под все вышесказанное полностью подходит дабстеп. Но все-таки это можно сказать про каждый жанр, который находится в фазе вдохновения и одушевления. Я вижу духовное родство между дабстепом, ранним техно и хаусом и дабом из 70-х, 80-х, 90-х годов. Сюда же можно приписать любовь к винилу, хотя во времена ямайского даба это была обычная необходимость, и никакого сознательного решения. Ну и, возможно, позиция тотальной скрытности.

И как с этим сосуществует чистое техно?
Kode 9: "Хардкорный континуум" вышел из дабстепа в точности как эйсид-хаус появился из столкновения культуры ямайских саунд-систем в Англии. В остальном мне довольно сложно рассуждать о техно, так как техно, как и хип-хоп жанр слишком монолитный, да и существует давно. Плюс здесь есть слишком много музыки, которая, на мой взгляд, какая-то однотипная. Из техно меня не так много вещей интересуют, вроде старых треков Farben или Виллалобоса, в которых есть свингующий синкопированный басс, в духе того, что есть в треках Maurizio или в духе вычурных синтезаторных пассажей Drexciya.
Орсон Зиверинг: А мне все это напоминает старые пластинки Trax, где весь фанк создавался древними драм-машинами. Adonis, DJ Pierre или Virgo - у всех них на стороне В обязательно были даб-миксы, так как они хорошо знали в какой традиции он существуют. Я верю в то, что каждое новое поколение хочет по-новому сформулировать это состояние.
Кевин Мартин: Честно говоря, рэгги создавало техно в те времена, когда никакого техно и быть не могло. Определенным способом выставленные риддимы задавали натуральный техно-ритм. Это очень заметно и в различных вариациях классического даба и даже в эпоху так называемого "цифрового даба". Уже в семидесятых Кинг Табби использовал электронные секвенсоры для создания прямых ритмов. Техно лишь продолжает традиции рэгги. И дабстеп является художественным гибридом между технологией и наследием рэгги. И это все выглядит настолько логично, что все воспринимают это как должное.

"Night Steppa" от The Bug сейчас уже может представлять себя как одним из молодых предшественников оси техно-дабстепа. В 2003 году ты действительно хотел сделать техно-трек?
Кевин Мартин: С некоторых пор я использую даб в качестве катализатора для того, чтобы максимизировать попадание в саунд системы. С техно же все было наоборот, эта музыка особо меня никогда не интересовала - хотя я очень ценю нескольких музыкантов. Но как жанр, полностью посвященный прямому ритму, он меня никогда не интересовал. Мне очень нравились пересечения между дабом и техно. Rhythm & Sound все-таки в этом плане были непревзойденными пионерами, уведя за собой массу людей, вроде Deepchord и Echospace.

dj PINCHОДЕРЖИМЫЕ ДВИЖУХОЙ

Вопрос, который невозможно не задать: какую роль здесь играет берлинская школа даб-техно?
DJ Pinch: Говоря за себя, могу сказать, что я большущий поклонник Maurizio и во вселенной Rhythm & Sound я очень хорошо себя чувствую.
Олаф/ Tandem: Когда мы были на двухлетии вечеринок DMZ в Лондоне, Mala открыл свое выступление треком Rhythm & Sound.
Pole: У Burial и Kode 9 я сразу же обнаружил духовное родство с дабовой электроникой 90-х годов. Там я слышу странное пересечение ритмов и времени, и все порой становится очень экспериментальным. Забавно, но для меня дабстеп начался с того, как некоторые, слишком ярые экспериментаторы начали свободно экспериментировать с берлинским даб-техно. Начали применять элементы индийской музыки или африканской перкуссии. Яркий пример тому - Шэклтон, который ввел в дабстеп таблы и перкуссию.
Kode9: Я знал о существовании Basic Channel, однако серьезно слушал их музыку около года. Поэтому влияние их музыки на мое творчество было не так велико. В тоже время Rhythm & Sound я знаю и люблю очень много лет. Недавно даже был на их выступлении в лондонском "Plastic People", где стоит очень мощный звук. И то выступление на меня очень сильное впечатление произвело каким-то невероятно глубоким басом и битом. Потом я выступал с ними в Fabric и на фестивале Mutek в Монреале. Выступления с Тикимэном (Tikiman) были чистой фантастикой: у них всегда какая-то особенная цепь событий, которая на меня всегда магически действует.

А Burial? Шум вокруг него довольно отчетливо напоминает о шуме, что царил вокруг берлинского Burial Mix.
Kode 9: Это все чистая случайность, уверяю вас. Только после того как он послал мне свой материал, я дал ему послушать несколько вещей Rhythm & Sound и третий альбом Pole, и, как мне кажется, ему они понравились. К моменту выхода он себя называл уже Burial.
Марк, все же, что ты для себя в дабстепе нашел?
Марк Эрнестус: Мне в этой музыке что-то нравится. Первые вещи, которые я отметил принадлежали Hyperdub и Шэклтону - в то, что творилось на сцене я особо не вникал. Я получаю от этой музыки удовольствие, и всегда считал, что между дабом и техно с хаусом нет особой пропасти. А если говорить с точки зрения Hardwax, то нужно улавливать общее движение, и в случае с дабстепом, у нас сложилась полная гармония. Hardwax и дабстеп прекрасно гармонируют. Плюс я часто слышу что молодежь, увлеченная дабстепом начинает проявлять интерес к старым дабовым и рэгги вещам, что, естественно, меня очень радует. Нам, как магазину, всегда было важно иметь хороший ассортимент даба и рэгги.
Шэклтон: Когда я в этом году был в Берлине, то наиболее тепло и сердечно меня принимали в Hardwax. Можете себе представить - в Лондоне вы не сможете купить наши релизы в Black Market! HardWax же напротив, очень поддержал Skull Disco, для меня это очень много значит. Даже не в смысле музыки, так как я хочу выпускать собственные треки. Я был бы очень счастлив, если бы когда-нибудь приблизился к тому уровню оригинальности и инновации, которые есть у Basic Channel и Rhythm & Sound.
Pole: Влияние не совсем важно. Духовное родство состоит в том, чтобы ускорить даб, играться с ним, трансформировать его таким образом, чтобы получилось что-то совсем иное - будь это даб-техно или мои странные, безбитовые дабовые конструкции. Точно также действуют в Англии и наиболее интересные английские дабстеп-музыканты. Они не пытаются делать богатый традициями даб, или копировать что-то, что существовало в Берлине десять лет назад, они пытаются идти дальше. Эту попытку двигаться дальше, с некоторых пор я больше не могу увидеть в техно. Это состоявшаяся, сложившаяся музыкальная форма. Там конечно все хорошо, но момент эксперимента там сейчас отсутствует.

Берлинская школа электронного даба сейчас находится под пристальным наблюдением. Как вы думаете, сможет ли дабстеп сделать так, чтобы не попасть в ловушку восторгов?
Pole: Если говорить о берлинской школе электронного даба, то там теперь абсолютно неважно кто теперь этим всем занимается. Все это очень хорошо видно в новой волне дабстеп-музыкантов, все эти Various Production или Burial, которые тщательно скрывают свои лица. Все это снова вернулось. И если ты знакомишься с молодежью, то они вовсе не хотят показать себя с внешней стороны. Тут речь даже идет скорее о сцене, чем о каком-то отдельном персонаже. При этом возникает параллель между Лондоном и Берлином, которая находит неожиданные отклики в Детройте, где всегда было важно сохранять некую недосказанность.

Другие музыкальные сцены, кстати говоря, ставили больше на личность и самоидентификацию, и впоследствии это приводило к тому, что все начиналось вращаться вокруг них самих. То, что техно-диджеи сейчас все чаще вставляют в свои выступления дабстеп, говорит о том, что все ищут выход, ищут вдохновение снаружи.
Pole: Я бы хотел сказать, что среди техно-музыкантов лишь некоторые проявляют интерес к дабстепу. То, что Рикардо играет треки Шэклтон, говорит о том, что Рикардо пытается вывести техно в другие сферы, и в его музыке заметно очень много влияний различных музыкальных направлений, которые до сих пор на техно не оказывали никакого воздействия.

БУДУЩЕЕ БУДУЩЕГО ДАБА

А как все будет развиваться дальше?
Kode 9: Лично я надеюсь на то, что смогу и дальше выпускать музыку на Hyperdub, которая будет меня веселить, заставлять танцевать на танцполе, и будет поражать меня какими-то нововведениями. В остальном же я думаю, что дабстеп пройдет полный цикл присущий большинству электронных жанров, где будет как хорошее, так и плохое.

И все же, что может произойти?
Kode 9: Главная опасность заключается в том, что из всего многообразия звучания будет преобладать наиболее монотонное звучание, а иная, более интересная, музыка будет считаться маргинальной. Такое, к сожалению, очень часто происходит (и происходило) в многочисленных жанрах и сценах, и создается такое впечатление что диджеи и их фанаты присягают в том, что вкуса у них никогда не будет. (смеется)
Орсон Зивердинг: К сожалению сейчас появилось слишком много разновидностей дабстепа, и возникла проблема, сродни той, что есть в драм-н-бейсе: дабстеп развивается только из дабстепа и ничего нового со стороны не привносится. Хотя между дабстепом и тем же джамп-апом уже образовалась устойчивая связь. То, что мне нравилось в дабстепе изначально, это что дабстеп вообще не стремился стать танцевальной музыкой. Если послушать заторможенное, прокаченное басами безумие в треке Loefah "Horror Show", то там музыка прямо говорит: мне от вас ничего не надо, это всего лишь мое звучание.
Кевин Мартин: Мне кажется, что все уже стало шаблонным. Третья волна дабстеп-музыкантов просто копирует то, что до них уже было создано, в то время как первопроходцы в этой музыке черпали вдохновение из различных источников: от джангла и рэгги до хип-хопа и техно. Дабстеп сейчас находится в той же фазе, что и джангл, перед тем как перевоплотиться в драм-н-бейс.

Но, все же, до сих пор удавалось не впадать в скуку и шаблонность. Сейчас явно чувствуется в этой музыке влияние техно.
Кевин Мартин: Люди, вроде Kode 9, Vex'd, Pinch эту сцену держат открытой, и все они невероятно хорошие музыканты. Если дабстеп сможет сохранить свое разнообразие и экстремальность, где смогут уживаться настолько разные и радикальные жанры, вмещаюшие в себя людей вроде Mala, Бенги (Benga), Loefah и таких фриков как я, то тогда все будет хорошо.
Олаф/ Tandem: Отличие еще заключается в том, что дабстеп, при всей своей кажущейся разнородности создает некую единую сцену, где можно смешить друг с другом Шэклтона и Skream, и она еще не так сильно разделена, как то же техно.
Орсон Зивердинг: Здесь пока нет единого согласия. У каждого есть свой собственный стиль. То, что хорошо для Skream, вряд ли подойдет идеально для Loefah. И у этой музыки есть нераскрытые возможности, скрыт богатый потенциал.

Автор: Ух Юнг Ким | Перевод: technoid | По материалам mixmag.info