Rave.by

Рейв как культура04.05.2009

RAVEРазвитие современных технологий в сфере звука полностью раздробило целостность восприятия музыкальных форм и стилей, соединив их в некую музыкально-звуковую мозаику. Однако, если обратить взгляд на историю музыки, можно выделить этапы ее становления, напрямую связанные с религиозными, философскими представлениями человечества.

Более того, тысячи лет музыка была проявлением религиозной жизни общества и каждый народ, опираясь на свое религиозно-философское мировоззрение, создавал определенные звуковые формы и музыкальные стили. Такая связь музыки и народного духа неразрывна.

В истории музыки можно выделить 4 этапа - магический, мистический, этический и эстетический. Можно говорить о том, что эти этапы представляют собой некие первоэлементы, из которых образуется любой музыкальный стиль или система. Каждый из первоэлементов обладает своим собственным принципом воздействия на слушателя.

1. Магический - основывается на способностях ритма и звука приводить человека в состояние транса или экстаза путем изменения биоритмов организма. Музыка, основывающаяся на этом наиболее архаичном принципе воздействия, дожила до наших дней в практиках современного шаманизма.

2. Мистический - использует различные музыкальные компоненты - соотношение тонов, пропорций интервалов и т.д. - в качестве мистического орудия постижения мира, сонаправляет к общему единству в мистериях, а также дает форму более тонкого экстаза. С таким восприятием музыки мы можем встретиться у жрецов Вавилона и Древнего Египта.

3. Этический - характеризуется использованием музыки как некоей "гимнастики души", призванной развивать в человеке нравственное, этическое начало, воспитывать в нем истинного гражданина. С таким пониманием музыки мы сталкиваемся у древнегреческих философов, а также у Конфуция, считавших, что состояние общества определяется состоянием музыки, практикуемой в обществе.

4. Эстетический - возносит в сферу чувств и ассоциаций, катализируя впечатления. Главная задача такой музыки - доставление эстетического наслаждения любыми средствами. Она появляется в обществе, в котором забывается великое религиозное и мистическое предназначение музыки и начинает доминировать взгляд на музыку лишь как на искусство, задача которого - приносить эстетическое наслаждение.
Современная музыкальная культура тяготеет к магической музыке, вызывая на поверхность бытия тени инфернального мира. Несмотря на свои современно звучащие названия - рейв, техно, - указывающие на неразрывную связь с миром современной культуры и технического прогресса, подобная музыка появилась еще на заре человеческой истории, сопровождая рождение цивилизации.

Обычно под рейвом понимается набор определенных стереотипов - клубы, особая музыка, особый имидж, внешний вид, образ провождения времени. Само слово попало в русский язык, как и многие неологизмы, из английского слэнга. Оно означает бред, горячку, шторм, сильное помешательство и приравнивается по смыслу к "точке потери сознания", все строится на изменении ведения мира.

Здесь можно даже провести аналогии с восточным мистицизмом, в котором такое состояние приравнивается к просветлению, "Сатори" или "Саматхи". Это новое видение зачастую не просто вызывает интерес, но и начинает нравиться, - как нечто, выходящее за рамки обыденности.

Знаменем мирового рейв-движения является техно-музыка. Направлений "техно" - бесчисленное множество: "эйсид-джаз", "джангл", "драм-энд-бейс"... Корни музыки "техно" необходимо искать в идеологических истоках музыки "индастриал", которые лежат в традициях радикальной литературы и художественных перфомансов начала XX века ("перфоманс" (от "perfomance" - "театральное представление" и "перфомация" - перекодировка) - искажение логики вещей с целью изменить восприятие зрителя, слушателя, читателя). Конечно же можно говорить и о том, что все направления "индастриал" имели предшественниками движения футуризма, дадаизма и сюрреализма, философию и приемы в своем творчестве (такие как бессловесная шумовая поэзия, эффект перфоманса, использование шума как музыкального элемента, атональность, диссонанс и т.д.). К примеру, в "Техническом манифесте футуристической музыки" композитора-футуриста Балилла Прателла, музыка должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов. Все это должно присоединять к великой центральной теме поэмы область машин и победную сферу электричества".

Искусство и, особенно, музыка, обладающая огромным потенциалом прямого воздействия на подсознание явилась ключом к попаданию в необычные, интересные, "запредельные" эмоциональные и психологические состояния, ставшие эрзацем утерянного некогда первым человеком райского блаженства, а впоследствии - полноты жизни со Христом и во Христе.

Open airОсновой композиций музыки "рейв" являются "сэмплы" - бесконечно повторяющие короткие словесные и музыкальные фразы, создающие ритмико-мелодический, а также смысловой массив, напоминающий собой "брейк-бит" - "разрушенный ритм", частота которого достигает порой 160-ти ударов в минуту и который разрушающим образом воздействует на биоритмы человеческого организма. Вкупе с искусственно создаваемым звуковым диссонансом все это способно приводить человека в экстатическое состояние, а соединение звукового и светового ритмов (с помощью стробоскопа) усиливает его. (На многих видеокассетах с такой музыкой имеется маркировка. Главными "распорядителями", шаманами и жрецами рейвов являются ди-джеи, которые рейвблагодаря подбору музыки, сэмплов, количества ударов в минуту и навыку собирать все это воедино, управляют психическим состоянием толпы". Такое воздействие рейвов составляет сущность нового религиозного опыта современного человека.

Поведение представителей рейв-движения окрашено постоянной дурашливостью, шутками, глумлением над приверженностью к идеалам, над любым проявлением серьезного.

Как-то один из бывших рейверов заметил, что музыка рейв генерируется в измененном состоянии ума, и если бы она создавалась в трезвом состоянии, то имела бы другой дух и была бы явлением искусственным. Рейвер - это безумный, а рейв - икона-символ современного обезумевшего мира, потерявшего Бога. И противостоять этому безумию можно только духовными средствами и на духовном уровне.

Автор: posse.ru