Rave.by

Нюансы и неочевидные тонкости диджеинга02.06.2009

Ни для кого не секрет, что ди-джеев в настоящий момент в одной только Москве уже несколько тысяч, и эта цифра в разы превышает показатели, скажем трех- или четырехлетней давности. Диджиенг развивается, ди-джеем у нас стремится стать каждый второй клаббер, быть ди-джеем стало просто модно. Однако все мы отлично знаем, что количество никогда не заменит качество.

Лично я, будучи в свое время, года три назад, промоутером одного из очень известных своим уровнем качества московских клубов, задавал всем приходившим на прослушивание ди-джеям один и тот же вопрос: «а чем ты отличаешься от других шести тысяч шестисот шестидесяти ди-джеев Москвы которые играют на CD и играют electro-house?». И в подавляющем большинстве случаев внятный ответ получить так и не смог.

В сегодняшнем материале мы поговорим о том, как поднять качественный уровень своей работы, превратиться из «просто ди-джея» в самобытного артиста с высоким качеством игры и своим, неповторимым стилем подачи.

И начнем с одного из важнейших аспектов в диджейском деле, а именно, эксклюзивности и качества подаваемого материала.

CD и винил: вся правда о виниле.

Безусловно, понятие качества для всех различно. Помню, когда я еще не имел ни малейшего представления о диджеинге, я слушал музыку в MP3 128 kbit на обычных домашних колонках и считал, что звучит эта музыка качественно и вообще очень круто.

А после, когда начинал играть, представления о том, что если ты играешь с CD, то записываемый материал должен быть, как минимум в MP3 с битрейтом 320 кбит, так же не было. Материал брали из самых различных источников, наиболее распространенными из которых были так называемые грабы, то есть попросту оцифрованные на непонятно каких вертушках с винила записи, кодированные в MP3 далеко не лучшего качества (в большинстве своем VBR). Плавающий питч, появлявшийся, видимо, вследствие не самого лучшего качества виниловых проигрывателей, либо же попросту приколов со стороны тех кто эти треки грабил, также был не редкостью.

Сейчас же, слава Богу, таких проблем больше нет, и практически любой материал можно найти в первоначальном цифровом варианте, кодированном в MP3-320.

Но для начала, давайте же разберемся, как и откуда музыка попадает на те или иные носители.

Итак, первоначально вся электронная музыка пишется с использованием специальных компьютерных программ-секвенсоров, таких как Logic, Cubase/Nuendo, ProTools и других. Соответственно, конечная запись представляет собой файл хорошего качества и высокого разрешения, такого формата как WAV (наиболее распространенный), или же AIFF (формат аналогичный WAV, только продвигаемый компанией Apple и являющийся родным для всех ее продуктов). Далее после попадания записи на лейбл, в зависимости от типа лейбла и самого релиза запись либо продается в первоначальном виде (WAV), либо кодированная в формат с наименьшей потерей качества (собственно MP3 с битрейтом 320 кбит/сек), либо нарезается на виниловую пластинку.

Одним словом, разницы между WAV-файлом и записью на виниле нет никакой – трек один и тот же. Однако если поставить трек, записанный на CD с исходного WAV-файла и тот же самый трек с винила, разница в звуке будет очень существенной: винил будет звучать как бы мягче и жирнее. Почему, спросите Вы? - ведь первоначально запись была совершенно идентичной.

Ответ здесь кроется не в самой записи или технологии нарезки на винил, а в способе ее воспроизведения. Когда мы воспроизводим цифровую запись с CD, мы услышим ровно то, что было на него записано, без каких-либо изменений и искажений (если конечно у Вас хороший звук, который правдиво передает все частоты). Что же происходит в случае с винилом?

Здесь надо немного разобраться с самим механизмом снятия звука виниловым проигрывателем. Итак, мы имеем пластинку, на которой нарезаны дорожки с очень маленькими бороздками. На тонарм (металлический стержень, на который и надевается картридж с иглой, если кто не в курсе) проигрывателя надевается специальная снимающая игла, которая и проходится по этим бороздкам и воспроизводит с них звук. Причем процесс этот чисто механический, т.е. если мы даже выключим проигрыватель из сети и отключим от звука, и будем вращать пластинку, поднеся ухо близко к игле, мы услышим звук.

Далее тот самый звук при помощи внутреннего снимателя картриджа иглы (сродни микрофону) преобразуется в слабый электрический сигнал, который далее поступает на вход микшерного пульта, где проходит предусиление и далее уже поступает на канал, где мы им и управляем.

Однако помимо чистого, эффективного сигнала, игла также снимает в небольшой степени звук всего происходящего вокруг. В первую очередь это звук (преимущественно низкочастотный, басовый) с мониторов и колонок в клубе - так называемый фидбэк (от англ. Feedback – отдача, возврат). В данном случае он создает эффект, сходный с реверберацией. Также примешиваются небольшие искажения, связанные с тем, что игла не может каждый раз пройти дорожки одинаково, да и сама вертушка в клубе не может стоять абсолютно неподвижно (вибрация от сабвуферов, так или иначе, затронет и все содержимое ди-джейки, и вертушки – не исключение).

И таким вот образом, путем добавления описанных примесей к основному сигналу, записанному на пластинке, мы и получаем тот самый мягкий и жирный звук на выходе.

Из всего вышесказанного следует один единственный вывод: винил, безусловно, дает намного более приятный, жирный и благозвучный саунд.

Но, как и всегда в таких случаях, здесь есть одно большое «НО», точнее даже не одно, а несколько, но пока разберем самое существенное: за качество надо платить, причем немало: стоимость одной пластинки сейчас, как и прежде, составляет около 10 евро.

Плюс, вам понадобятся хорошие иглы, для того чтобы звук с пластинок снимался качественно и чисто. Безусловный лидер здесь Ortofon с их иглами серии Nightclub S и Nightclub E, а также DJ S и DJ E. Сокращения S и E обозначают тип иглы: S – сферическая, E – эллиптическая соответственно. Эллиптические иглы обеспечивают чуть более чистое качество звучания, но очень быстро изнашиваются, поэтому, для частой клубной игры, выбирайте серию S, и эти иглы прослужат вам долго. Однако, стоимость таких игл соответствующая – приготовьтесь выложить до 300 евро за пару.

Есть также еще один неплохой производитель игл – SHURE. Иглы SHURE также отличаются очень хорошим качеством звучания. Иглы SHURE Whitelabel звучат практически не хуже чем Ortofon, при цене примерно в полтора раза меньше. Однако SHURE гораздо более громоздки и гораздо чаще спрыгивают с дорожек. По поводу износа SHURE ничего сказать не могу, так как сам пользуюсь исключительно иглами Ortofon, которые служат мне уже очень и очень долго.

Второе «НО» заключается во временном факторе появления материала у конечного потребителя, то бишь нашего с Вами брата ди-джея. С момента, пока свежевышедший на виниле релиз придет к вам из Англии или Германии, CD-шные ди-джеи уже во всю будут гонять его с компакт-дисков. А есть еще так называемые анрелизы – треки, написанные, скажем, вашими знакомыми или просто дружественными музыкантами, согласившимися дать вам промо-запись до ее официального релиза. Таких треков на виниле просто нет, и когда появятся неизвестно.

В таких случаях, как сообщают в руководстве КДМТ в Курске, оптимальный выход – совмещать игру с винила и CD. Главное, не забывайте корректировать при сведении разницу между звучанием винила и CD эквалайзером пульта, а если на нем имеется эффект процессор (скажем на пультах Pioneer DJM-500/600/800 и выше), то и эффектом реверберации (Reverb), который позволит хотя бы немного, но сымитировать виниловый фидбэк при проигрывании цифровой записи.

Есть еще такие варианты как Serato и Final Scratch. При наличии ноутбука и самого звукового модуля эти варианты позволят вам создать визуальное ощущение винила, однако, винилового звучания не заменят.

Правильная работа с винилом и иглами

Казалось бы, прикрутил иглу к тонарму, положил на вертушку слипмат, положил пластинку, поставил иглу, что здесь такого сложного? – спросите вы.

Однако все далеко не так просто и безоблачно как кажется на первый взгляд. При работе с винилом есть несколько очень важных моментов, которые следует обязательно знать.

1. Правильная настройка противовеса тонарма. Многие об этом не знают, однако, каждая игла имеет свою оптимальную нагрузочную массу, которая регулируется грузиком на противоположной от иглы стороне тонарма.

И для оптимального считывания дорожек иглой, необходимо чтобы масса противовеса была выставлена соответствующей. От правильной настройки нагрузочной массы будет зависеть и стабильность прохождения дорожек иглой (если вес будет слишком маленьким – игла может просто соскакивать) и износ пластинок и игл (в случае если вес будет слишком большим, игла будет очень сильно прожимать пластинку, вследствие чего и игла и пластинка очень быстро износятся).

Итак, как же правильно выставить массу противовеса? Для начала узнаем номинальную массу противовеса для вашей иглы. Это можно сделать в документации к игле или на сайте производителя в интернете. Например, для игл Ortofon серии DJ S она составляет 5 г.

Затем установите иглу на тонарм, после чего откручивайте грузик до тех пор, пока тонарм не примет ровно горизонтальное положение, как коромысло. Далее, вы наверняка много раз обращали внимание на вращающуюся шкалу с делениями на противовесе тонарма. Установите ее в нулевое положение. После совершения этих несложных манипуляций, тонарм болтается ровно горизонтально, и шкала стоит на нулевом значении.

Теперь необходимо прокрутить грузик в сторону иглы до необходимой массы на шкале противовеса. Однако номинальная масса груза также не является правдой в последней инстанции. Учитывайте, что если вы собираетесь скретчить, либо вертушка в клубе стоит на поверхности, в которую сильно отдает вибрация сабвуферов, нагрузку можно увеличить на грамм-полтора.

2. Слипматы. От слипматов и их хранения также зависит очень многое. Старайтесь выбирать слипматы из максимально шерстистого войлока и ни в коем случае не храните их в целлофановых пакетах. Почему? Да потому как по самым простым законам физики, известным нам еще со школы, находясь в целлофановых пакетах, слипматы соберут на себе достаточно сильный заряд статического электричества, который притянет на себя всю пыль с вертушки, на которую вы положите слипматы. После вся эта пыль счастливо попадет на пластинки со всеми вытекающими последствиями. Слипматы лучше всего аккуратненько сложить между коробками с пластинками. Там они и не испачкаются и статику не притянут.

3. Щеточки. Обязательно обзаведитесь щеточками для винила и проходитесь щеточкой по пластинке перед тем как сводить ее. Просто положите пластинку на проигрыватель, поставьте скорость вращения побольше, т.е. 48 оборотов и пройдитесь мягко, не надавливая от яблока к краю пластинки.

Источники и эксклюзивность материала

Неоднократно наблюдал среди московских ди-джеев одну далеко не самую приятную тенденцию: стоит какому-либо хитовому треку появиться в общественном доступе, как его начинают играть все, кому только не лень. Каждый ди-джей считает прямо-таки свои долгом поставить такой трек в своем сете, далее за 10 минут до окончания его сета приезжает другой ди-джей, который естественно не слышал сет первого, начинает играть, и не проходит и получаса как заучит все тот же самый трек. Яркими тому примерами могут послужить World is Mine и White Horse в 2005-2006 гг. В итоге, хороший по своей сути трек заезживают до такой степени, что от него уже тошнить начинает.

Мораль сей басни такова, что музыку надо доставать новую, причем желательно из эксклюзивных источников, и стараться по возможности не играть то же самое, что и все остальные. Пусть лучше они играют то, что вы уже отыграли ;) Ведь музыки выходит великое множество, и найти подходящий трек себе по вкусу не такая уж и проблема. Хотя…

Опять-таки, раньше музыку писали музыканты, обладавшие достаточными знаниями, фантазией, и хорошим студийным оборудованием. Сейчас же, с наращиванием мощностей современных компьютеров, их относительной низкой стоимостью и обилием самых разнообразных VST-инструментов, довольно-таки неплохо звучащих, музыку может начать писать любой желающий.

Это конечно хорошо, потому как те, кто раньше могли только мечтать о том, чтобы начать самим писать качественную музыку, сейчас могут легко себе это позволить. Но с другой стороны это и очень плохо.

Лейблов расплодилась также великая масса, и соответственно, уровень качества выходящего материала также существенно ухудшился. То есть, музыки стало намного больше, но и найти среди этого огромного обилия материала что-то стоящее стало намного сложнее.

К примеру, если в 2005-2006гг. на тех же Juno и Beatport из сотни отслушанных треков я спокойно отбирал треков 15, то сейчас, максимум один трек.
Безусловно, радуют наши, российские музыканты, и на их творчество следует обращать внимание в первую очередь. Наши исполнители очень существенно подняли свой качественный уровень за последние годы, твердо вышли на мировой уровень, и их творчество, кстати, как нельзя соответствует нашей клубной атмосфере.

Касаемо же источников музыки, таких как Beatport, Juno, или тем более Recordings, то на мой взгляд, следует по возможности искать неизданную музыку в других местах, например связываться напрямую с лейблами и музыкантами путем того же Myspace (запад) или PROMODJ (Россия) и доставать промо-релизы напрямую. Тем самым у вас будет действительно эксклюзивный и соответствующий вашему формату материал. И кстати это будут не только в MP3- и WAV-файлы: многие западные лейблы с удовольствием высылают промо-винилы, нужно лишь правильно с ними договориться

Вообще, хороший ди-джей – тот ди-джей, который постоянно удивляет, всегда радует чем-то новым, и имеет свой, неповторимый стиль, о чем мы и поговорим далее.

Компиляция и гармоничное сведение

Следующим, также крайне важным моментом в хорошей игре ди-джея является подборка материала, и непосредственно компиляция в сете. Подборкой принято называть весь материал, который активно использует ди-джей, а компиляция – непосредственно те треки в той последовательности, которые будут сыграны в рамках сета.

Как Вы могли заметить, некоторые ди-джеи ставят треки совершенно невпопад, после легкого дико-хауса могут поставить жесточайшее электро и наоборот, их сет не имеет совершенно никакого логического смысла, построения, и вообще сути.
Другие же ди-джеи, напротив, играют ровно и четко, их сет имеет свое логическое начало (разогрев), основную часть (жару), и непосредственно завершающую часть, где ди-джей как бы говорит своей музыкой, «что, вот, пока я прощаюсь с Вами, но очень скоро мы встретимся опять». Треки в сетах таких ди-джеев сводятся плавно, один продолжая другой, и сведения всегда звучат так, что человек, не имеющий представления о сведении, в большинстве случаев может вообще не заметить, где один трек закончился, а другой начался.

Сейчас я постараюсь рассказать о том, как же организовать свою подборку и сет, таким образом, чтобы это был не просто набор треков, сводимый в реальном времени, а действительно профессиональный и качественный микс.

Итак, первое, это, конечно же, подбор материала, треков друг к другу. Перед тем как сводить два трека, желательно найти связующее звено между ними, которое и поможет сделать сведение мягким и незаметным. Послушайте ударные партии, перкуссию (перкуссий называют маленькие одиночные звучки, потрескивания, щелчки, пикалки, и прочие звуки, присутствующие в ударной партии и не обыгрываемые по нотам), либо вокальные отрывки сводимых треков. Обязательно послушайте басовые партии, в случае если в начальном развитии трека сразу после ударных вступает бас (есть много треков, где после, скажем, минуты ударных, начинается яма, зависалово – с такими треками все намного проще).

Если Вы сводите энергичные стили музыки (не дип- и не диско-вариации, а скажем электро-хаус или прогрессив), обязательно следите за тем чтобы ударные следующего сводимого трека, да и сам трек, не были слабее, чем в предыдущем, за исключением тех случаев когда Вы специально хотите «попустить» толпу. В противном случае люди на танцполе могут очень сильно расстроиться и не понять, почему после энергичной музыки заиграло что-то слабенькое, когда они хотят танцевать в том же ритме или еще быстрее («давай-давай!»).

И последний момент, один из самых важных: старайтесь подбирать треки в тональности. Для тех, кто пишет музыку, понятие тональности прозрачно и они сразу поймут, о чем я хотел сказать. Для всех остальных постараюсь разъяснить. В музыке есть семь основных нот, их же называют основными тонами: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. Помимо них еще имеются полутона, и, наконец, аккорды (тональности, составленные из нескольких нот звучащих одновременно). И главная проблема заключается в том, что некоторые тональности друг с другом сочетаются, а некоторые нет. И если вы будете, скажем, сводить два трека, где будут одновременно звучать бас из первого трека и, скажем, синтезаторная партия из второго трека, и они будут попадать в тональность, люди услышат красивый гибрид двух композиций. А если же тональности не будут совместимыми, то будет слышна явная дисгармония, неприятная и режущая слух.

Второй вариант сведения, работающий в большинстве случаев, даже если тональность треков различна, заключается в том, что просто не надо торопиться и подловить моменты, где в первом треке заканчивается басовая линия и мелодические элементы, а во втором треке, напротив, начинаются. Далее можно перевести бас либо четко в этом самом месте, либо дать поиграть квадрат пустым ударным, работая при этом с EQ и эффектами (как например Echo или Filter пультов Pioneer). Поверьте, людям на танцполе намного лучше послушать квадратик пустых ударных, да подготовиться к следующему треку, нежели слушать полнейшую дисгармоничную кашу и не понимать, под какую из партий танцевать и как вообще под это можно танцевать.

Имидж и работа с аудиторией

Не забывайте, что ди-джей – в первую очередь артист, и то, как он выглядит и как ведет себя за пультом, играет огромнейшую роль в восприятии ди-джея публикой. Уж кто бы там что не говорил, а такое понятие, как энергетика передаваемая ди-джеем публике реально существует, и я на своем пятилетнем стаже в этом очень хорошо убедился - с первых сетов и до настоящего времени.

Ди-джей должен быть оригинален в своем имидже, опрятным, позитивным, и самое главное, не должен стоять, уткнувшись в пульт как в сковородку на плите.

Многим начинающим ди-джеям присуща такая болезнь как боязнь публики. Они сосредотачиваются на сведении и не видят ничего и никого вокруг. Вот этого делать ни в коем случае нельзя. Во-первых, публика не кусается, да и запаса тухлых помидоров с яйцами у них при себе тоже нет. Не бойтесь чаще смотреть на танцпол и больше улыбаться. И сводиться все начнет намного проще, как бы само собой.

Надо сразу же учиться работать, глядя на публику, ловить взгляды отдельных людей на танцполе, улыбаться им, желательно танцевать, одним словом, не просто преподносить хорошую музыку, а жить вместе с танцполом. Например, если начать хлопать в ладоши на зависалове какого-нибудь хитового трека, через несколько секунд начнет хлопать весь зал – проверено ;)

Один и тот же трек, да даже одна и та же композиция, сыгранная и поданная разными ди-джеями вызывает абсолютно разную реакцию публики.

А какова главная задача ди-джея? Подарить людям счастье!

И ди-джей просто обязан делать для этого всё, и самое главное, делать это с душой!
Автор: Тим Каустик | По материалам сайта pdj.ru