Rave.by

Берлино-Бристольский вальс30.06.2009

Некоторое время назад мы уже публиковали запись круглого стола на тему "техно против минимала". Но оказывается что берлинское техно-наследие теперь находит отклик в Бристоле.

Сначала они появляются лишь изредка. Они ненадолго высовывают голову из озера глубоких частот, которое уже заполняет водой это помещение, хотя вечеринка только-только началась. Но вот еще одна. А потом еще одна. Через некоторое время их появление становится регулярнее и можно узнать такт. В нем бас-барабан, о которых и идет речь, прыгают вокруг, но знают свое место: доля, на каждую долю, не попадает в долю, между долями. Музыка, в которой двигаются ударные очень похожа на техно. Но она - нечто совсем иное. Она явно быстрее, у нее глубже и насыщеннее бас, у нее есть сбивки. Вот диджей понимает, как все должно быть и у него все становится заметно качественее. Он вводит биты, убирает, притормаживает и снова ускоряет. Технически он явно не идеально сводит, но это от него мало что зависит. Здесь больше работает принцип сгущения красок, если так можно выразиться. Все построено на вайбе. На повествовании. Да, конечно, есть несколько жанров в электронной танцевальной музыке, где подвижные ударные значат так много. Да и старая добрая "бочка" давно не проходила испытание в техно-области. После часа такой музыки публика входит в раж и создается ощущение, что все эти люди впервые испытывают на себе всю мощь "бочки". Весьма символично, что диджей свое выступление кончает треком с названием "Live Goes On".

Диджея, управляющего "бочками" и заставляющего людей двигаться, зовут Лори Осборном, но больше он известен как Appleblim. Вместе со своим другом Сэмом Шэклтоном (Sam Shackleton) он долгое время двигал очень успешный дабстеп-лейбл Skull Disco, который, выпустив 10 пластинок, был закрыт. Но уже в конце жизни Skull Disco Appleblim запустил свой личный лейбл Apple Pips ("яблочные семечки"). И в качестве диджея и в качестве руководителя лейбла он пропагандирует музыкальную свободу, которая следует из сближения двух совершенно разных жанров - свежего и волнующего и старого, и, несколько вышколенно, звучащего: дабстепа и техно.

История стара как мир? Нет. Тут не будет рассказов о том, как свободный в выборе музыке Рикардо Виллалобос порой играет некоторые дабстеповые пластинки, в том числе и Skull Disco или в ремиксах Skream. Вся эта история длится уже пару лет и если раньше речь шла о том, чтобы разукрасить техно-ритмы на афтепати относительно полиритмическими перкуссионными ломанными ритмами, то теперь все выглядит несколько иначе. Биты дабстепа, этого модного отростка музыкальной культуры замешанной на сбивках и басах, явно уплотняются. Теперь эти треки, с аритмично расставленными "бочками" появились как-то сразу и везде. И даже не в этом дело - они звучат так же как и хаус с техно, но при этом не нуждаются в прямой "бочке", чтобы открыть себе путь к этой музыке. Речь идет о пространстве, созвучиях и звучании. О структурах. С обоих сторон тянутся все более многочисленные руки. Соединяются линии, короткие замыкания высекают искру, начинает течь элексир. Никаких пошептываний, здесь хорошо видно как между дабстепом и техно обнаружилось сильное любовное влечение. Музыканты, лейблы, разного рода продюсеры из Бристоля и Берлина принимают самое активно участие в этом влечении. Музыка, которая возникает в результате этих сношений даже не имеет какого-то одного имени. Нам придется отбросить желание назвать эту музыку именем умершего жанра - текстепом. Мы снова в поиске.
У музыки, которая возникает в процессе движения пока еще нет имени. Ее уже называли и дабтек и дабстехно и дабстепно и даже дабтехностеп. Искусственно соединенные воедино эти имена не живут. Название, вроде "техно гэрридж" были бы более уместны, так как учитывают обе отрасли задействованные в этой музыке. Правда и тут возникает двойственный смысл, так как под англоязычным термином "garage" можно понимать и "гаражный хаус" из Чикаго и британский "гэрридж". "Искореженное техно" или "неровное техно" тоже вполне могут подойти, но уж больно громоздки формулировки. Понимая, что мы повторяемся, с полным основанием можно забирать имя одного из многочисленных, уже умерших, ответвлений драм-н-бейса - текстеп. Короткий, емкий термин - сразу понятно, о чем идет речь.

Appleblim МАНИПУЛЯЦИИ С ХАУС-ЭСТЕТИКОЙ
Эта музыка, будем звать ее текстепом, сейчас правит балом по всему свету - от Санкт-Петербурга до Калифорнии. Но самые важные дела творятся в Бристоле и Берлине. К тому же у бристольских дабстеп-музыкантов уже есть Papa Ench и Headhunter, создавшие ремиксы в 2007 году на трек Мартина Буттриха (Martin Buttrich). Бристольский же Peverelist на своем лейбле Punch Drunk и в своих диджейских выступлениях, частенько вводит хаус-эстетику. Музыкант Pinch с лейбла Tectonic, который также родом из западного английского портового города, предается мечтам о Underground Resistance и в треках, вроде "136 Trek" пробует себя в полу-прямом техно. На бритольском лейбле Immerse санкт-петербургский музыкант Kontext умудряется балансировать между техно, IDM и дабстепом. И все в том же Бристоле музыкант Appleblim в 2007 году создал скелет текстепа коим стал трек "Vansan", вышедший впоследствии на Skull Disco. Теперь на своем лейбле Apple Pips он выпускает ориентированный на детройт дабстеп голландца Мартина (Martyn), американского музыканта Брендона Мюллера (Brendon Moeller), у которого ловко получается совмещать даб и хаус, ну и конечно же своего друга и коллегу Peverelist, хотя тут же выходит фантастический ремикс от Свена Вайсманна (Sven Weismann) превративший дабстеп Ramadanman в один большой дип-хаусовый эпос.

"Лейбл должен разведывать области соприкосновения между дабстепом, техно, минималом и хаусом, заостряя свое внимание на свинге, эхе, глубине и басе", с упором на слово "бас" объясняет Appleblim. 32-х летний музыкант, смахивающий на хиппи, с кольцом в губе, каким-то, чисто своим пониманием океана музыки, и специфической прической и кепкой, с то и дело выпадающими из под нее волосами. Он со своими друзьями танцевал на вечеринках лейблов Rephlex и Warp, на которых и происходило их знакомство с техно-странностями. В 2002 году Appleblim был инфицирован музыкальным вирусом, распространяемым на лондонских дабстеп-вечеринках "FWD". "Я любил в этой музыке странность и открытость", рассказывает он. "Эта музыка дает свободу и способность вбирать в себя многое. Эта свобода важна и нужно работать над тем, чтобы она присутствовала и дальше". Это музыкант рассказывает в процессе фотосессии, которая происходит в известном берлинском музыкальном магазине Hardwax. Само место настраивает на довольно торжественный лад: "музыка, которая выходила из этого дома, например Rhythm & Sound иди Mainstreet, была той самой музыкой, благодаря которой мы подружились с Шэком (Сэм Шэклтон)". Appleblim специально приехал на несколько дней в Берлине, чтобы встретиться с друзьями и прикупить пластинок.

В самом Hardwax уже давно выставляются два жанра, нынче образующие интересные связи: техно и даб. В этом магазине всегда активно поддерживали и развивали классический дабстеп и сегодня приветствуют сближение дабстепа и техно что привносит в берлинский контраст специфику Бристоля. Так, один из работников магазина DJ Pete в своих сэтах свободно манипулирует техно, дабстепом и всем, что оказывается между ними. Техно-музыкант Shed, порой тоже встающий за прилавок, делает ремиксы под псевдонимом STP на бристолького Peverelist. Sleeparchive, анонимно выпустил пластинку с текстепом. Нельзя обойти вниманием Торстена Префрока (Torsten Pröfrock), уже пятнадцать лет входящий в тусовку артистов собравшихся вокруг Hardwax и сегодня являющийся там главным покупателем и ярым поклонником дабстепа. Под псевдонимами Erosion, Various Artists и Resilent он выпускал свою музыку на лейбле Chain Reaction, а теперь, уже как T++ он продолжает и дальше "ломать" техно. "Меня всегда интересовала музыка, которую я всегда квалифицировал как странное техно", говорит Префрок, "и в такой музыке отнюдь не должна быть прямая "бочка"".

Поэтому и не удивительно, что в дискографии артиста уже есть ремиксы и релизы выходившие на лейблах Skull Disco и Apple Pips. 35-летний Префрок давно уже знаком с Appleblim, И много раз общался с ним по телефону. Сам Appleblim давно хотел познакомиться с Торстеном, так как был в восторге от его релизов, выходивших на Chain Reaction. И, во многом благодаря этим релизам, возникла связь между Бристолем и Берлином. "Сейчас самое время налаживать связи", объясняет Префрок, "ведь маятник начал двигаться обратно". В этом объединении он видит хорошее будущее, которое придет на место музыкальной скуки, царившей несколько лет подряд. "Возникает какая-то безумная динамика, очень тонкая. И постоянно возникают новые импульсы".

Заинтересованные этим движением слушатели и клабберы с обоих сторон могут извлечь из этих импульсов много пользы. С одной стороны молодой жанр дабстеп, был загнан своей популярностью в угол. В Лондоне многие молодые люди имеют четкое представление о том, как должен звучать дабстеп. Но, во многом благодаря этому дабстеп, через некоторое время после рождения, ощутил творческий паралич. Вполне возможно, что его заигрывание с техно могут дать возможность жанру убежать из творческого капкана. С другой стороны, техно за свои долгие двадцать лет развития многое повидал - постоянно оттачивались звуковые детали, и вот теперь, когда творческий сосуд минимал-техно был высосан досуха, появилась свежая кровь. Казалось, что очередное, кажется пятое по счету, возрождение даб-техно было довольно неплохим и, к тому же, оно эстетически и идеологически подготовило техно ко встречи с дабстепом.

ПРЕЖНИЙ ДУХ АВАНТЮРИЗМА
Безусловно, и раньше возникали различные звуковые модели - техно с сильными басами, полу-прямыми "бочками" и порой возникающими барабанными сбивками. В раннем техно часто внедрялись брейки, особенно это любили делать британские музыканты, вроде тех же Black Dog, A Guy Called Gerald или Unique 3. Да и тот же Карл Крэйг (Carl Craig) всегда норовил, при случае, отойти от прямых ритмов "Оглядываясь назад можно понимать, что текущая тенденция является скорее повторением пройденного", считает Торстен Префрок. Ему очень нравится что вновь появляются пластинки, в которых присутствует открытость, дух авантюризма присутствовавший в ранних техно-треках. Пластинки, вроде тех, что выпускает Martyn, где слышится Детройт и Чикаго, и это хорошо заметно в его фантастическом альбоме "Great Lenghts" - там есть четыре полноценных техно-трека, записанных на скорости 140 ударов в минуту, и которые несколько кривовато звучат по меркам современного техно, которое записывается на скорости между 120 и 130 ударов в минуту. В 2008 году взаимодействия между техно и дабом прекрасно продемонстрировал альбом "Roots And Wire" Скотта Мантейта (Scott Manteith), выпустившего его под псевдонимом Deadbeat на техно-лейбле Wagon Repair. Берлинские музыканты Pole и Monolake с некоторых пор погружены в электронный даб и экспериментируют с техно. А музыканты Ларс Фенин (Lars Fenin) и Даниэль Метео, с лейбла Meteo уже давно устраивают в Берлине вечеринки, где смешиваются эстетики техно, даба и рэгги.

Но то, что британский хардкорный континуум встречается с немецким техно, точнее с музыкой созданной в Берлине - такое происходит впервые. До сих пор этот, так называемый хардкор-континуум, развивался сам по себе - происходила вялотекущая мутация британской музыки начавшаяся в конце восьмидесятых с первых брейкбитовых пластинок, продолжившаяся в джангле и драм-н-бейсе, спид гэрридже, тустепе, грайме, дабстепе и новейших ответвлениях вроде музыки которую зовут bassline и, как ни странно, фанки-хаусе. Но истерия, проходившая в девяностых с драм-н-бейсом, практически не затронула немецких музыкантов. "Драм-н-бейс просто не так преподносился", говорит англичанин Джейми Тисдейл (Jamie Teasdale), выпускающий под псевдонимом Vex'd пластинки с обшарпанным дабстепом на лейбле Planet Mu. "С дабстепом же ситуация выглядит совсем иначе".

Все это говорит англичанин, который сейчас проживает в берлинском районе Фридрисхайн и записывает там свои треки. В Берлин он переехал из его дешевизны, так как они с подругой давно мечтали о ребенке. С техно его практически ничего не связывает. Как не связывает и бывшего владельца Skull Disco Сэма Шэклтона, прячущегося в другом проблемном берлинском районе Нойкелльн. Шэклетон миловидный эксцентрик и своим, явно британским видом, сильно напоминающий какого-нибудь лорда из викторианской эпохи. Вместо берлинского техно он, в качестве ключевых персонажей тенденции указывает на пост-панковые группы Public Image Ltd. и Savage Republic. Правда на техно и дабстеп оказывает еще большое влияние и сам город и музыка, которая здесь возникает.

СТОЛКНОВЕНИЕ НАЧАЛА И КОНЦА
В Берлине, а точнее во Фридрисхайне живет еще один англичанин Пол Роуз (Paul Rose), который больше известен как дабстеп-музыкант Scuba и который на своем лейбле Hotflush воплощает в жизнь идеи текстепа. Именно здесь в прошлом году засветились техно-музыканты, вроде Surgeon, Substance, DJ Pete, Марсель Деттманн (Marcel Dettmann) и вышел собственный альбом Scuba "A Mutual Antipathy". 29-ти летний Роуз, серьезный, представительно выглядящий, при разговоре старающийся не смотреть в глаза, рассказывающий о том, что началось все с техно, ушло в джангл, гэрридж и позднее в дабстеп и снова вернулось к истокам - он кивает на последние текстеповые релизы. По его словам с чего все началось к тому все и вернулось. В сентябре 2007 года он сменил Лондон на Берлин, просто потому что ему стало скучно в британской столице с ее клубными и музыкальными сценами. Изредка он выступает на берлинских вечеринках "Freak Camp" в качестве диджея. "Я сознательно сменил место проживания - все-таки сегодня именно Берлин является местом силы. И именно здесь кипит основная творческая активность".

Именно Роуз запустил самую главную дабстеп-вечеринку в городе. Вместе со своим партнером, который держит букинг-агентство специализирующееся на дабстепе Surefire он запустил дабстеповые вечеринки в известном клубе Berghain. Этот клуб имеет самую лучшую в городе звуковую систему и самое большое на что надеялись организаторы - это проводить вечеринки по средам или четвергам, но вместо этого они смогли прокачать громаду Berghain в одну из пятничных ночей в июле 2008 года. Первая же вечеринка, получившая название "Sub:stance" прошла настолько хорошо, что теперь они проводятся в этом клубе раз в квартал. Так техно и дабстеп получили еще одну точку соприкосновения.
Архитектурные особенности Berghain играют в вечеринках "Sub:stance" не последнюю роль. Всем известно, что дабстеп-вечеринки проваливаются если звук в клубе отвратительный. "Это самый правильный способ преподнесения музыки, снабжать музыку некоей значимостью и постоянно пытаться улучшить качество звучания", говорит Штефан Бетке, более известный как Pole. "Я это уяснил для себя работая с музыкой долгие, долгие, долгие годы". Бетке, которому недавно исполнилось 42 года, долгое время занимался мастерингом в известной студии "Dubplates & Mastering", которая принадлежит магазину Hardwax, он записывал электронный даб под псевдонимом Pole, и именно его работы многие из современных дабстеп-музыкантов часто называют в числе повлиявших на их творчество и звучание. Между тем в свои живых выступлениях он без труда увязывает глубины дабстепа с техно-движком. На своем лейбле ~scape он уже выпустил две компиляции "Round Black Ghosts" с треками от Martyn, Scuba, Ramadanman и Kontext демонстрируя тем самым крепчающую связь между техно и дабстепом.

Если верить Бетке, связь между британским дабстепом и берлинским техно зиждется прежде всего на схожем менталитете. "Для некоторых молодых дабстеп-музыкантов качество звучания вновь стало играть важнейшую роль", объясняет Бетке, "тем самым они защищаются от низкопробных "цифровых" закачек, делают ставку на винил и высококачественный мастеринг. Они очень много внимания уделяют всему, что связано с музыкой и производством пластинок, их оформлением и сбыта вплоть до звуковоспроизводящих аппаратов на вечеринках. И все это напомнинает отношение, которое пропагандируют берлинские творческие образования а именно Hardwax". Имена вроде Chain Reaction, Rhythm & Sound, Basic Channel, лейблы и музыканты близкие им по духу постоянно ставятся дабстеп-музыкантами в пример. Предки и наставники современного дабстепа, вроде Zed Bias, Horsepower Production или El-B и J Da Flex с лейбла Ghost постоянно кивали в сторону техно-звуков возникающих в районе Кройцберга. "Horsepower - это гэрриджный вариант Basic Channel", говорит Крис Паркинсон, владелец гэрриджной дистрибуции S.T. Holdings. Даже имена дабстеп-музыканты берут себе в честь берлинских техно-героев. Можно вспомнить о Burial Mix и дабстеп-звезде Burial, музыканта с Chain Reaction Substance и вечеринки "Sub:stance", Various Productions и проект Торстена Префрока выходивший на Chain Reaction называвшийся Various Artists. "В этом есть что-то забаное", подмечает Штефан Бетке.

ПОРНОГРАФИЧЕСКИЕ БАС-ЛИНИИ
Но текстеп не только сводит воедино сцены и культурные контексты, он сводит еще и музыку. Своими действиями тот же Appleblim порой насмехается на снобизм Кройдона, Брикстона и Пэкхэма. Его друзья жалуются что в его треках нет гэрриджного свинга, и чувства улиц. Диджеи, вроде Бенги или Skream британской публике подают рейвовые сэты составленные из текстеповых пластинок. На этих танцполах, забитых молодежью, которых переполняю гормоны, сложно получается экспериментировать. Молодежь хочет порнографических бас-линий, даже если с танцпола уйдут все девушки. "Все это мы уже проходили, когда появился драм-н-бейс", говорят более взрослые клабберы, и в их голосе мало положительных ноток. В стране, придумавшей д-н-б все устали от одиноких басовых аккордов, которые уже давным-давно занимаются самокопированием.

"Мне очень нравится, что вы так возбуждены", говорит несколько устало и чуть сомневаясь Стив Гудман, известный как Kode9, сидящим напротив него в пивной Роберту Хенке (проект Monolake), Торстену Префроку (проект T++) и автору этого текста. Гудман, журналист, дабстеп-музыкант первой волны и владелец лондонского лейбла Hyperdub, являющийся одним из самых главных на родине этой музыки в Англии, и Стив, кажется, еще не очень подружился с новым стилистическим видообразованием. И вполне может быть, что он окажется прав. Вполне возможно что эта музыка, после короткой волны творческого роста, уйдет в тупик. А может быть закончит свою жизнь как модернизорованная версия Basic Channel, разогнанная на 140 ударов в минуту. А может быть она просто сотрет разницу между стилями и станет всего лишь промежуточным звеном. Но может быть и так что эта музыка разовьется в отдельный жанра, со своими признаками, стереотипами и жесткими правилами, которые будут обсасывать на специализированных интернет-форумах. Но пока много удовольствия доставляет просто наблюдать за действиями молодежи, так увлеченной скрещиванием дабстепа и техно. И эта страсть идет на пользу обоим жанрам. Да и музыка снова стала открытой новым идеям.

Автор: Флориан Зиверс | Перевод: technoid (специально для mixmag.info)