Rave.by

... и мания величия в придачу!30.06.2009

ModeratТехно и театр - именно это, скооперировавшись, совмещают в себе берлинцы Modeselektor и Apparat. Настоящая команда мечты тех танцевальных ответвлений которые получают ярлык "leftfield" - теперь они вместе играют, по их словам умеренный поп.

Сквозь большие стекла пробивается красновато-синее мерцание монументального фасада берлинского театра «Фольксбюне», расположенного на другой стороне улицы. На заднем плане фоном звучит пианино, сливаясь с тренканьем шампанского. Начинаешь себя ощущать как в фильмах Лукино Висконти, в сценах с банкетами, построенных в виде пьесы с небольшим количеством задействованных лиц в виде представителей крупной буржуазии, где всегда в итоге возникает нечто неожиданное. Несколько неожиданно вышло встретить и участников проекта Сашу Ринга, известного также как Apparat, и Себастьяна Сцари и Гернота Бронзерта из проекта Modeselektor, этим вечером в таком заведении. Изысканная обстановка, отсылающая к творениям Висконти, прекрасно подходит к тому, чтобы чокнуться бокалами дорогого шампанского в честь их первого совместного альбома, с которым дебютирует их проект Moderat. И начиналось все именно как бесконечная история.

Modeselektor плюс Apparat равно Moderat. Это название подразумевает именно сложение, хотя, если рассматривать лексически, здесь больше от вычитания. Оба несколько урезают свои имена, и остается несколько ироничное название. Получившаяся в результате своеобразная супергруппа прибавляет к себе визуальных художников Pfadfinderei и в итоге получаются Moderat, которые хотят всего и сразу. Лучший звук, лучшие визуальные образы, лучшее шоу. Они хотят выстроить из танцевальной музыки некий обобщенный аудиовизуальный пакет, который одинако хорошо воспринимался бы как на театральной сцене, так и на фестивальной площадке. Чтобы он был одинаково хорошо для поклонников дабстепа или шугейза, так и для техно-романтиков и эмо.

Нечто похожее проходит в этот вечер на сцене «Фольксбюне», где вечеринка переросла в какой-то пестрый минифестиваль, проходящий в этом здании последний раз, так как это здание закроют на несколько месяцев после санитарной проверки: парень с изображением обезьяны Modeselektor на футболке, склонив голову, слушает Петера Тисзена (Peter Thiessen). Вокалист "дискурс-поп-группы" Kante сухо чеканит салонный юмор, касающийся ударных инструментов, и пытается сымитировать визги самки-обезъяны, находящейся в периоде течки. Несколько позже в дело вступает диджей со своими пластинками перед Apparat и Modeselektor, появлются приджазованные звуки пианино и напрашивается вопрос "к чему все это?". Но именно такие моменты Moderat и любят, хотя бы потому, что они выводят техно-музыку на большую сцену.

ApparatСПАГЕТТИ БОЛОНЬЕЗЕ, ПОЖАЛУЙСТА!
Однако ж, мы увлеклись - пора начинать рассказ нашей бесконечной истории. Друг с другом познакомились Бронзерт, Сцари и Ринг где-то в 2000 году, на одном из первых мероприятий "Bärenmarke", которые устраивали Гудрун Гут и Томас Фельманн, представлявшие смотр достижений электронной музыки из Берлина. Для Саши Ринга, который два года назад спустился с гор в город, по его выражению, никогда бы не нашел свой путь в студию, если бы не попал на это мероприятие и не завел контакты. Там он познакомился с Эллен Алиен (Ellen Allien) и всей ее тусовкой лейбла Bpitch Control, дизайнерами, видеохудожниками Pfadfinderei и сладкой парочкой Modeselektor. Воодушевляющие рассказы о природе и свойствах звука лишь сплотили знакомство. "Когда я спросил Гернота, чем же они конкретно занимаются, он мне просто ответил: "Мы создаем нойз", - рассказывает Саша Ринг. - И я тогда подумал, как-то слишком круто для такого ответа". Бронсерт же вспоминает этот день следующим образом: "Это было одно из первых выступлений Modeselektor и мы там намешали от души габбу, брейкор, хип-хоп, еще что-то. Меня же очень заинтересовало то, что вытворял Саша. Это были очень легкие пассажи. Не хочется просто говорить, что это было девчачье электро-IDM. Мне казалось, что здесь все правильное выстроено". Из восхищения друг другом быстро начали получаться совместные акции. Так появилось некое подобие кооперации Moderat, которая худо-бедно и крайне хаотично просуществовала в малых формах. Шесть лет назад, к примеру, они зафиксировали себя в форме видеоклипа "6 Minuten Terrine".
При работе над этим художественным проектом Apparat и Modeselektor собирали на воображаемый стол самые разные ингредиенты для создания спагетти болонезе - лук, чеснок, помидоры, рубленное мясо и кипящую воду, которые, благодаря работе Pfadfinderei шипели, скворчали и уваривались - получалось, что на экране готовилось спагетти болонезе. С таким подходом к работе Ринг, Сцари и Бронзерт подходили и к своим живым выступлениям. Ринг обычно отвечал за компьютерные программы, как называют это сами музыканты, он занимался "кольцевацией", но все-таки на самих выступлениях музыканты всегда активно и беспорядочно джемовали. После грохота, стуков и перестуков вдруг возникает воинственное слово "джихад", и Modeselektor до сих пор попадает за это на орехи.
"По сути программы отвечают лишь за нашу манеру исполнения, -говорит Бронзерт. - Я сложно представляю, с чем мы еще можем так управляться". Так кабели связали троих человек, которые могут без умолку болтать о студийной технике: Apparat и Modeselektor практически говорили на одном языке, даже если и по-разному подходили к воплощению своих идей. Обаяние этой супергруппы лежит еще и в их противоположности - также думают и сами протагонисты: как могут звучать Modeselektor, если к ним прибавить Apparat? Но небольшая смена имиджа пошла всем на пользу, так во всяком случае считает Себастьян Сцара.

ИЗНУРИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Первоначально совместная работа над музыкой происходила стихийно, дерзко, всегда подразумевая открытый финал. Такой раздолбайский подход повлек за собой проблемы - никак не получалось обрести постоянную, законченную, если так можно выразиться, более серьезную форму, которая выразилась в пластинке для Bpitch Control. "До той поры Moderat представлял из себя исключительно спонтанный проект, - говорит Ринг, управляясь со шницелем по-венски, картошкой и петрушкой. - Пластинка вышла очень короткой. Мы не знали ничего что мы делаем, куда мы движемся - ведь чем больше людей принимают участие в проекте, тем сложнее становилось что-либо организовывать. Это был безумно длинный и изнурительный процесс". Именно так - длинный и изнуряющий. В результате этого процесса в 2002 году появилась пластинка с говорящим названием "За счет здоровья". Себастьян Сцари вспоминает о том, как чуть было не убился, поехав на велосипеде по булыжным мостовым Кройцберга, после того, как просидел несколько бессонных ночей в студии, стремясь к сроку отдать треки на мастеринг в "Dubplates & Mastering". После выхода пластинки музыканты собрались отдохнуть в каком-нибудь пансионате, как стало ясно, что график выступлений не только их совместного проекта, но и их сольных проектов не предусматривает в ближайшей перспективе каких-либо каникул и отпусков.
Modeselektor потребовалось целых три года, вплоть до выхода их первого альбома "Hella Mom!", после которого их заметило еще больше людей. Из невероятной комбинации сжатых басов, спотыкающихся ритмов и очень ясных и понятных отсылок к наследию рейва вышла смесь, в которой место нашлось и французским репперам, и поклонникам габбы из Майами и даже вокалисту из группы Maximo Park. Дело дошло до того, что в поклонники Modeselektor записался Том Йорк, который даже предложил свой голос в обмен на ремикс от Modeselektor и взял их в тур с Radiohead. Apparat все больше и больше создавал громоздкие звуковые структуры, которые, впрочем были вполне себе импозантными, выносил гитару из угла, соединял все это с ударными, компьютерами и вокалистом Разом Охарой (Raz Ohara). Пик меланхоличной электроники достиг на третьем альбоме Ринга "Walls", которым заинтересовались даже поклонники инди-рока, приходившие ронять слезы на танцполы, однако его совместная работа с Эллен Аллин в проекте Orchestra Of Bubbles возродила в нем желание вернуться на рейвы с сердцем и мелодией.
Как только Apparat и Modeselektor вновь вернулись к совместной работе друг с другом - единственное что осталось, это подогнать друг к другу календари выступлений. Идея всеобщего большого совместного проекта их преследовала постоянно и сидела где-то на закорках. Что же побудило их к более активным совместным действиям? Бронзерт в этом случае показывает себя как прагматика: "Успех, который сопутствовал нашим отдельным проектам. Был достигнут пункт, в котором мы сможем приступать к общему, серьезному проекту. К тому же у нас есть для этого теперь все возможности - вот потому и интересно".

MODERATМОИ «БОЧКИ», ТВОИ «БОЧКИ»
В этот раз все обошлось без ущерба для здоровья - в противоположность работы над первой пластинкой - однако и в этот раз все работали на износ, как будто в последний раз. Нужно слышать тихое поскуливание, когда эти трое после произнесенного тоста в честь новорожденного альбома опускают свои бокалы. "Работать над альбомом мы начали более года назад, - рассказывает Себастьян Сцари. - В начале февраля 2008 года у нас были готовые первые файлы, мы их переслушали как следует и поняли что нам нравится направление, в котором мы движемся". То, что эти трое справились с задачей, можно расценивать как чудо, и чтобы вы поняли, почему мы говорим именно так, вот вам небольшая запись разговоров музыкантов между собой.

Гернот: Мы все упрямы как бараны. Порой можем спорить о том, правильно ли звучат тарелки или нет. Мы настолько зло спорили друг с другом, что чуть не подрались!
Саша: А у меня никак не получалось "бочку" нужную сделать. Но, все же, одна получилась.
Гернот: Которая?
Саша: Которая в треке "Out Of Sight".
Сцари: А, та самая прыгающая "бочка"?
Саша: Да, круто закрученная такая. Ты правда поменял ее чуть-чуть, но я хотел, чтобы она несла позитив.
Гернот: Ой и правда, как же я это мог забыть?! Я же ее полностью поменял!
Саша: Ничего ты ее не менял – просто свел иначе вот и все.
Гернот: Ну вот снова- здорово….

И эта выматывающая все нервы работа над треками, фрагмент которой был только что был продемонстрирован, была еще не самым последним моментом. Ведь эта троица начала вовсю работать над живым шоу. В течении четырех месяцев они дали 50 выступлений, и теперь уже больше не хотят идти на поводу у случая и живых импровизаций, как это когда-то бывало в их практике. Сейчас музыка является лишь частью большого общего пакета. В этом случае слово проект подходит как нельзя лучше. Визуальная часть - это выпуск DVD-версии альбома и визуальный концепт, который делают их близкие друзья дизайнеры Pfadfinderei. "За три месяца мы настоящее искусство навели", - заявляют, словно делают программное заявление двое участников Кодек и Гонза, которые включаются в нашу беседу и начинают делиться радостями и горестями, которые возникали у них в процессе работы:
"Мы всем отказывали в заказах, разбили все наши копилки, прожрали все наши сбережения, чтобы у нас были возможности заниматься этим проектом." Pfadfinderei долгое время отвечали за визуальную часть не только Modeselektor, но и многих проектов с Bpitch Control и теперь, после работы над "6-Minute-Terrine" и DVD "Labland", они вновь вернулись к студийной работе. 5 роскошно снятых клипов были сделаны для DVD, идущего в специальном издании дебютного альбома Moderat, и одновременно являлись исходным материалом для живых выступлений. Бесконечные ландшафты, съемки крупным планом трескающейся древесины или взрывающихся бетонных колонн снятых на ускоренную камеру. Pfadfinderei говорят о "исследованиях материальности" и хотят все это совместить со звуковыми экспериментами, которые делают их коллеги-музыканты.
"Мы хотели внести свою лепту тоже, и поиграться с иллюстрациями, без особого засилья трехмерной графики или векторной графики, -поясняет Кодек. - Главной целью у нас являлось доставление удовольствия. Люди должны видеть фантастическое живое шоу и волна аудивизуальности их должна уносить с собой". Для того, чтобы картинка и звук друг с другом взаимодействовали Apparat переделал программу "Dschihad", с которой они дают живые выступления.

ModeselektorБЫВШЕЕ ТЕХНО ИЛИ СТАДИОННЫЙ РОК?
Таким образом, трое студийных затворников объединились с группой помешанных на визуализации всего и теперь раздают интервью уже в качестве единого музыкального коллектива. Могут хвастаться тем, что в тур ездят по семь-восемь человек и в США их букируют для выступления на больших (от тысячи человек) залах. Чуть затаив дыхание, рассказывают о прелестных декорациях, о многомесячных издержках, стрессе, с которым сопровождается их желание обеспечить полное аудивизуальное сопровождение, заставляющее переживать всех пришедших на их выступление - будь это танцпол или грязевое месиво какого-нибудь фестиваля. Их движения, действия меньше всего напоминают о выходцах из техно-города Берлина - все скорее напоминает разухабистый рок-цирк. Может быть техно ушло и на его место пришел стадионный рок?

Гернорт Брозерт на это отвечает практически мгновенно: "Еще выступая в роли Modeselektor, мы уже поняли как все тут устроено и работает. Мы выступали на разогреве у Radiohead в Берлине, Испании и Японии - играя на стадионах для двадцати тысяч человек. И это прекрасно работало. Мне кажется, что все движется в этом направлении. Хотя мне кажется, что Том Йорк несколько критично должен отнестись к альбому "Moderat". Radiohead нужен был наш бешенный звук и прочая грохочущая требуха. В процессе тура мы постарались выстроить ряд эстетических вступлений и только после этого они подумали: "Гладко вы стелите, черт бы вас побрал!"

Композиция "A New Error", с которой и начинается альбом Moderat, больше всего напоминает типичный звук Modeselektor. Но в дальнейшем, хоть и ожидаешь чего-то подобного - ничего в итоге и не получаешь. По крайней мере все звучит крайне неоднородно и непохоже. Альбом "Moderat" выстроен по всем правилам и канонам классических поп-альбомов. Но если поп-музыку здесь и можно расслышать, то в каких-то мельчайших элементах. И при каждом новом прослушивании отчетливо создается впечатление, что техно здесь закончилось и наступило нечто интересное, что сами музыканты шутливо называют "чувствительным синти-попом в версии 2.0". Moderat звучат несильно, но с чувством и толком. Они что-то мурлыкают про ностальгию по рейвам, на вид явная инди-рок команда, рвущая струны в каком-нибудь подвале, только тут еще добавлен повизгивающий 303-й "роланд". Они звучат неожиданно и создают тот вид поп-музыки, которая неизбежно должна получится из встречи Modeselektor и Apparat: рыдания и дабстеп.

Разговаривая с Сашей Рингом, Себастьяном Сцари и Гернотом Бронзертом, с Хонзой и Кодеком замечаешь, как каждый из них употребляет в беседе слова вроде "солидно", "серьезно", "со смыслом", возникают даже заявления, которые подпадают под целое философское движение - снизить ритм жизни, сделать его более человеческим. Именно этот подход был поставлен Pfadfinderei во главу угла их концепции, которая проистекает в их новых видеоработах. Говоря о Moderat, можно упомянуть даже демократические постулаты. Главное правило: Все должны быть абсолютно всем довольны. Ну или, по крайней мере, "98 процентов". Эту фразу все собравшиеся обыгрывают на протяжении всей встречи, превратив ее в забавный гэг. Нужно иметь терпение, прислушиваться к мнениям остальных, бас не всегда должен выпирать на первое место. "На мой взгляд этот альбом получился вполне человеческим", говорит Бронзерт. "Делать же техно, да чтобы оно было человеческим - очень трудно. Все получается из мелочей - живое и органическое. И для Modeselektor эта работа стала по-настоящему взрослой, довольно содержательной. "У меня много было ссор из-за моего несносного языка и характера. Но в один прекрасный день я понял, что куда больше кайфа ты получаешь, когда говоришь: Во, оставляем все как есть".

Это не очень-то и громко сказано. Но с другой стороны именно такая риторика соответствует названию проекта. Плюс тут еще возникает игра слов: замысел без какой бы то ни было гигантомании, с совершенно умеренными амбициями. Можно ли считать это звучание Берлина будущего? Или может быть Moderat станет "Пинк Флойдом" XXI столетия? Музыканты помышляют о мировом господстве? Тише тише, не все сразу. Прежде всего Moderat довольствуются великолепным фестивальным сезоном. И эти взрослые, казалось бы с виду, люди могут от души ребячиться, называть свое звучание "пукалками" или "сопелками". Они же хорошо вписываются в цепочку музыкантов, вроде Surgeon, Godspeed You! Black Emperor, Zomby, Stereolab и быть может, чем черт не шутит, даже Rustie. Можно даже помечтать и представить себе всех этих артистов на фестивале организованном Moderat, а Pfadfinderei попросили бы сделать визуальную часть братьев Люмьер, Макса Эрнста, Оскара Фицджеральда и Курта Швиттера. И все это проходило бы в помещении берлинского театра «Фольксбюне».

Автор: Арно Раффнайнер| Перевод: technoid | По материалам mixmag.info