Rave.by

Музыкальная студия своими руками: теория и практика25.07.2009

Итак, Вы решили собрать свою собственную маленькую музыкальную студию, пусть пока и небольшую, но с возможностью дальнейшего расширения. 

Можно конечно и нанять специалиста, который все соберет, установит и скоммутирует, но куда как лучше сделать все своими руками. Интереснее, да и намного лучше с точки зрения дальнейшего понимания работы и коммутации Вашей студии, сделать все своими руками. Да и выгоднее – кризис, как-никак.

Давайте же разберемся, как организована и функционирует в типичном виде студия.

Секвенсор

Итак, в центре нашей студии всегда находится секвенсор, а точнее, мощный компьютер с многоканальной звуковой картой и установленной программой-секвенсором. Стандартом для профессиональных студий является, конечно, Apple Mac Pro с оборудованием ProTools HD, но такая связка обойдется Вам очень и очень недешево. В более простом виде это мощный PC с хорошей звуковой картой и программами типа Nuendo или Cubase и ОС Windows XP. Это будет относительно недорогая рабочая лошадка, которая, несмотря на свою небольшую цену, будет также служить Вам очень верно. Главное – подобрать хороший, сбалансированный PC, собранный из качественных комплектующих.

Я могу посоветовать платформу Intel, такую в идеале такую как Core i7, либо Core2 Duo/ Quad с 3 гигабайтами оперативной памяти (так как более 3 Гб 32-битная версия Windows XP просто не увидит). Связка процессор-память должна работать на максимально высоких частотах, желательно синхронно, так как при работе с мультимедийными данными (чем и является обработка аудио), пропускная способность данной шины особенно важна. Именно поэтому оптимальным вариантом станет платформа Core i7, в которой трехканальный контроллер памяти (против двухканального на Core2) встроен в процессор и обеспечивает наибольшую производительность.
Местом на жестких дисках также следует обзавестись с запасом, благо сейчас цены на терабайтные винчестеры вполне приемлемы и не кусаются. В идеале следует построить RAID массив 5 уровня, что обеспечит как максимальную производительность, так и стабильность (данные будут распараллеливаться на 2 винчестера, а контрольные суммы для восстановления в случае выхода из строя одного из них будут записываться на третий).

И последнее, это, конечно же, мощный и стабильный блок питания от хорошего производителя. Многие не придают блоку питания особого значения и покупают дешевые китайские блоки, чего делать ни в коем случае нельзя, ибо качественный блок питания – залог стабильности всей системы.

Звуковая карта

Звуковая карта для студии в первую очередь должна обеспечивать минимальное соотношение сигнал/шум и достаточно большое количество входов-выходов – по-хорошему - 8 стереопар. Однако карточка с 8-ю стереопарами будет стоить весьма не дешево, и такие карты придется еще поискать, поэтому в большинстве случаев, 4 стереопар будет вполне достаточно.

Опять же такая карта нужна, если работаем с внешним сумматором и инструментами, если среда софтовая достаточно одного входа и одного выхода.

Звуковые карты могут иметь как внутренний интерфейс (в виде PCI Express платы), так и внешний (подключение по FireWire или USB).
Помимо своих основных функций, профессиональные звуковые карты, такие как в частности, TC Electronic могут обладать встроенными DSP-процессорами и обработками типа Powercore.

 

Из недорогих, но качественных интерфейсов можно посоветовать карты TC Electronic серии Konnekt, такие как Konnekt 24D или более простая и дешевая Konnekt 8. Также весьма неплохи карточки от RME, такие например, RME Digi.

Мониторы

Второй частью неотъемлемой важности являются мониторы – конечный фактор донесения звука до Ваших ушей. На мониторах экономить ни в коем случае нельзя, т.к. при недостаточном качестве мониторов и недостаточно чистой частотной характеристике (АЧХ) Вы можете неправильно услышать некоторые частоты, или не услышать их вовсе, что очень сильно отразится в негативную сторону на качестве конечного продукта. Также важно чтобы мониторы выдавали ультранизкие частоты – 40 Гц и ниже, что необходимо для работы с саб-басом, неотъемлемой частью клубной музыки. Впрочем, я думаю, и так понятно, что качество мониторов – первый залог качества конечного звука.

В профессиональных студиях используются как минимум три пары мониторов – трех уровней дальности – ближние, серединные, и наконец, дальние.Для этого, как Вы понимаете, нужно иметь достаточную площадь помещения и немало денег, так как три пары мониторов высокого качества – это не шутка.

Для домашней или же малой студии будет достаточно одной пары хороших студийных мониторов. Посоветовать можно таких производителей как ADAM и Genelec, а также весьма неплохи мониторы от YAMAHA.

Обработка

Третьим важным фактором является обработка, такая как, в частности, компрессоры, ревербераторы и дилэи (delay). В данном случае имеется два варианта размещения обработки – аппаратная и программно-аппаратная. Аппаратная обработка представляет собой независимые аппаратные блоки, устанавливаемые в стойку (Rack), и подключаемые к секвенсору по принципу Send-Return (об этом я расскажу чуть ниже)по цифровому (ADAT) либо аналоговому интерфейсу. Здесь можно порекомендовать таких производителей как TC Electronic и Lexicon.
 

 

Второй вариант, более бюджетный, и, пожалуй, оптимальный для домашних студий – это аппаратно-программные комплексы, такие как UAD и TC Powercore в минимальном виде (так как полный пакет этой обработки стоит 5-6 тысяч у.е. и бюджетным такое решение не назовешь).

Они представляют собой плату или несколько плат, вставляемых непосредственно в компьютер в слоты PCI Express (либо внешний блок, подключаемый по USB/Firewire - что реже) и имеющих программное управления в виде специальных плагинов. Преимущество такой обработки в намного большей простоте управления (по сути, Вы вешаете те же плагины в Insert с той лишь разницей, что обработка производится специальными DSP-процессорами) и относительно недорогая стоимость таких решений.

В случае если Вы собираетесь писать вокал и живые инструменты, конечно, стоит обзавестись внешним блоком динамической обработки, причем железка должна быть топ-класса и желательно ламповая. В этом случае, во-первых, никакая цифра все равно не заменит мягкий аналоговый звук, а во-вторых, вам, так или иначе, понадобится динамическая обработка сигнала сразу после предусиления.

Для всех остальных случаев, очень хороша динамическая обработка, присутствующая в UAD, и если ваша система оборудована UAD, этого будет более чем достаточно.

В принципе, почти все цифровые микшерные консоли имеют встроенный компрессор на каждый канал, но опять-таки, это цифра, да и не факт что в Вашем варианте коммутации будет присутствовать цифровая микшерная консоль (об этом я также расскажу чуть ниже).
Если вы хотите добиться максимально теплого и мягкого звучания реверберации, то ревербератор я так же посоветовал бы взять отдельный.

В любом случае, в студии неплохо было бы иметь хороший ревербератор, хотя бы для вокала. Если рассматривать Lexicon, то бюджетная серия MX конечно получше программных реверов, но опять же, если уделять реверберации особое внимание, то можно порекомендовать из недорогих, Lexicon MPX 550, либо плагин VSS 3 на платформе TC Electronic Powercore.

Сумматор

Конечное соединение дорожек композиции воедино в миксдаун (mixdown) называют суммированием, и выполнено оно может быть как программно, внутри секвенсора, так и аппаратно, через микшерную консоль или специальный аналоговый прибор, называемый сумматором.


 

Последний вариант, как показывает практика, наиболее предпочтителен, так как обеспечивает наиболее мягкое и приятное звучание.

Cумматор, по сути дела, является тем же аналоговым микшером, выполненным в виде рэкового прибора, имеющего регулировку уровня и панорамы на каждый канал, а также линии разрыва, что позволяет подключать другие внешние устройства в линию сумматора между его входом и выходом.. В сумматоре отсутствует эквалайзер, AUX-посылы и любая другая обработка, обычно присутствующая в микшерах.

Выбор в пользу сумматора - это выбор аналогового микширования, и как следствие, экономия на аналоговой микшерной консоли, как в финансовом плане, так и в плане свободного места в студии. Главным преимуществом сумматора является аналоговое сведение и возможность подключения аналоговой обработки без конвертирования в цифру.

Из недорогих сумматоров профессионалы рекомендуют отечественные приборы компании Long, собираемые в Москве, такие как восьмиканальный сумматор Micromix 8S.

Вокальная комната и микрофон

Если вы хотите записывать вокал, на микрофоне экономить точно не стоит. Вам потребуется качественный микрофон, качественный, желательно ламповый PreAmp, и наконец, компрессор входного сигнала, также желательно ламповый.

Среди производителей профессиональных микрофонов однозначный лидер – компания Neumann, старейший, и, безусловно, лучший производитель. Скажу сразу, за микрофон придется выложить не менее 1000 вечнозеленых денежек.

В качестве совсем бюджетного варианта некоторые профессионалы рекомендуют микрофоны от AUDIO-TEHNICA и недорогой предусилитель dbx 286A, стоимость которого составляет всего 200 долларов. Однако мое личное мнение – если Вы собираетесь профессионально работать с вокалистами, вам нужен микрофон Neumann и ламповый преамп.

Касаемо вокальной комнаты, необходимо обеспечивать отличную шумоизоляцию от основной студии и правильную акустику помещения. Помещение должно быть не очень большим, дабы не создавать эффекта естественной реверберации при записи, либо в случае если помещение все-таки большое, необходимо использовать специальные экраны, устанавливаемые на штатив за микрофоном и предотвращающие ненужные отражения сигнала.

Коммутация

Выше я перечислил основные компоненты, без которых неотъемлемо существование любой студии. Однако, наличие всех этих компонентов по отдельности еще не говорит о том что наша студия готова и мы можем работать. Остается еще одна важная деталь, без которой мы ничего сделать не сможем – коммутация. Существует несколько различных видов коммутации, из которых мы можем выделить основные:

* Напрямую. Такой вид коммутации удобен в случае, если у нас совсем маленькая студия, состоящая из секвенсора, мониторов, и обработки несложного вида (встроенная карта UADили 2-3 блока стоящие в стойке) и отсутствия вокальной и обратной связи. Все компоненты подключаются друг к другу напрямую без дополнительных коммутирующих устройств. В качестве микшера используется программа-секвенсор установленная на компьютере.

* Микшерная консоль. В качестве коммутирующего устройства используется микшерная консоль, на которой выходные каналы разведены на входы звуковой карты (желательно по цифровому интерфейсу ADAT).

У такого вида коммутации есть масса преимуществ – удобство в работе, возможность быстро и просто регулировать уровень сигнала, а в случае с цифровыми микшерными консолями еще и возможность работы с секвенсорами в качестве MIDI-контроллера (такой вид использования называется DAW – Digital Audio Workstation).

Однако, микшер должен быть дорогой и хорошего качества, с низким соотношением сигнал/шум, дабы не испортить звук, через него проходящий. Отсюда и недостаток – достаточная дороговизна такого варианта (приготовьтесь выложить около 150 000 руб только за микшер)

* Пач-панель. Пач-панель представляет собой панель, имеющую два ряда джековых коннекоторов на лицевой стороне и возможность распайки под эти коннекторы с задней. Удобство заключается в том, что все входы и выходы всей аппаратуры распаиваются на входы и выходы патч-панели и далее вся коммутация организовывается короткими шнурками «джек-джек», соединяющими соответствующие входы и выходы патч-панели (те, кто пользовался программой Reason,отлично поймут, о чем речь).

Поначалу такой вид организации может показаться сложным, но на деле это очень удобно. Удобство заключается в том, что Вы можете коммутировать оборудование в любые цепочки в любой последовательности, а коннекторы патч-панели легко подписываются.

Плюсов у данного вида подключения два. Первый заключается в том, что при наличии очень большого количества оборудования патч-панель позволяет существенно сократить время на соединение оборудования между собой. На многих очень известных и хороших студиях используется именно такой вид коммутации.

Второй плюс данного решения заключается в его относительно низкой стоимости по сравнению с приобретением микшерной консоли.

О том, что патч-панели и соединительные провода должны быть высокого качества, я думаю, говорить не надо?

Организация обратной связи с вокальной комнатой и подслушки

Итак, что же должен слышать артист, находящийся в вокальной комнате у себя в наушниках?

1. Свой голос.
2. Минус, под который он поет.
3. Команды и подсказки звукорежиссера и саунд-продюсеров.

В случае если мы имеем основную микшерную консоль, все очень просто. Берется один их выходов AUX (например первый аукс) и отправляется в наушники вокальной комнаты. Далее с входного канала микрофона в нужной степени делается посыл на этот самый аукс и артист начинает слышать себя. С каналов пульта, на которые выходит минусовка и приходит микрофон обратной связи, также в нужной степени делается посыл на тот же самый аукс. Все, артист слышит все что ему надо, а звукорежиссер имеет возможность быстро и просто регулировать уровень сигналов, посылаемых артисту в уши.

Для организации обратной связи и возможности подслушки в случае отсутствия основной микшерной консоли нам потребуется пусть и простенький, но все же микшер и микрофон обратной связи. Подойдут даже недорогие модели микшеров таких производителей как Behrigher и самый простенький настольный микрофон с кнопкой включения.

Схема в принципе та же самая с одним небольшим исключением: входной сигнал микрофона и минусовку будет необходимо направить префейдерным посылом внутри секвенсора на какие-нибудь AUX’ы, с которых сигнал будет в свою очередь направлен на наш маленький пультик.

Далее схема действий абсолютно та же самая.
Подключение обработки. Принцип Send-Return.

Поговорим немного о том, как подключать блоки обработки.

В случае с аппаратно-программными комплексами, такими как UAD или Powercore все относительно просто – обработка подключается точно также, как и обычные VST(AU) плагины. Все управление будет производиться из плагина, обработка процессором платы, а сигнал будет проходить по внутренним линиям. Здесь все просто и прозрачно.

В случае же с внешними аналоговыми блоками обработки, будь то компрессор или ревербератор все несколько сложнее, так как никаких плагинов и внутренних линий здесь нет, имеются лишь физические вход и выход блока обработки.

Для упрощения работы с такими устройствами, во всех современных секвенсорах, будь то Protools, Logic Studio или же Cubase/Nuendo, предусмотрена специальная схема Send-Return, позволяющая подключать внешние устройства точно таким же образом как и плагины.
Происходит это примерно следующим образом: один из выходов звуковой карты подключается ко входу устройства обработки, а выход с устройства к одному из входов звуковой карты соотвественно. Далее в программе секвенсоре создается внешний эффект (External Effect), в свойствах которого выбираются каналы звуковой карты, на которые подключен прибор – Send (посыл – выходной канал) и Return (возврат – входной канал).

Вот так вот выглядит настройка внешнего эффекта в Cubase SX:
 

 

Помимо каналов посыла-возврата также обычно можно задавать время задержки, если таковое имеется, корректировку уровня посыла-возврата и возможность MIDI-управления прибора, если оно поддерживается.

Подключение синтезаторов

Безусловно, подавляющее большинство наших читателей являются в первую очередь электронными музыкантами, а посему, не упомянуть о синтезаторах было бы, по меньшей мере, странно.

Синтезаторов в настоящее время существует великая масса, на любой вкус и цвет, и конечный выбор будет зависеть, конечно же, от ваших личных предпочтений.

Посоветовать что-либо конкретное и однозначное нельзя, и посему, мы просто рассмотрим различные варианты исполнения синтезаторов и их подключение.

Точно также как и блоки обработки, синтезаторы могут быть как полностью аппаратными, выполненными в виде отдельной железки, управляемой по MIDI, так и аппаратно-программными, с подключением через USB/Firewire и возможностью управления через специальные VST-плагины.

К первым относятся все классические синтезаторы, такие как, например, Korg или Clavia, ко вторым – более новые модели, как например, очень популярный среди наших музыкантов Access Virus Ti.



Вариант аппаратно-программной реализации, безусловно, обеспечивает намного большее удобство и гибкость. Например, мы можем работать с пресетами и прописывать автоматизации точно также как и при работе с обычными VST-плагинами, имея при этом добротное железное звучание.

В случае же с классическими железками мы имеем синтезатор с MIDI-входом, MIDI- и аудиовыходами.
Для подключения таких устройств во всех современных секвенсорах разработана специальная система подключения, схожая системой подключения обработки Send-Return, только что нами рассмотренной.

Реализовывается подключение довольно-таки просто. В секвенсоре создается устройство, для которого задается выходной MIDI-порт и входной аудио-порт, с которого происходит возврат звука с синтезатора. Далее устройство добавляется точно так же как и обычный VST(AU) плагин, который можно назначить на выход MIDI-дорожки и для которого в микшере секвенсора создается специальный канал, куда точно так же можно вешать Insert-обработку. Вся разница будет заключаться лишь в том, что все управление параметрами синтезатора будет производиться на самой железке.

Однако не следует забывать, что чем больше будет висеть Insert-обработки, тем больше будет конечная задержка сигнала. Поэтому при окончательном сведении оптимальным вариантов будет сначала выгнать звук инструмента в аудиодорожку и всю дальнейшую обработку производить уже над ней.
Несколько вариантов коммутации

Итак, мы рассмотрели основные компоненты, непременно присутствующие на любой студии (ну, за исключением, пожалуй, микрофона и вокальной комнаты, в том случае если Вы собираетесь писать исключительно синтезаторы или делать сведение). Также мы рассмотрели различные варианты подбора оборудования и коммутирующих компонентов. Теперь давайте более конкретные примеры того, как оборудование коммутируется между собой.

В качестве секвенсора мы будем рассматривать компьютер (не важно, какой конфигурации и не важно, какая программа будет использоваться) со звуковой картой, имеющей 8 входных и 8 выходных стереоканалов. Это более чем достаточно для подавляющего большинства случаев.

Рассмотрим несколько вариантов коммутации:

Конфигурация 1: простейшая конфигурацияc подключением напрямую.
Компьютер с многоканальной звуковой картой и платой обработки UAD, мониторы, внешний прибор обработки.

Все компоненты соединяются напрямую. Мониторы подключаются к мастер-выходу звуковой карты. Внешний прибор обработки подключается через пару входных-выходных каналов по принципу Send-Return.

Конфигурация 2: простейшая конфигурация с микшерным пультом.
Компьютер с многоканальной звуковой картой и платой обработки UAD, мониторы, внешний прибор обработки, цифровая микшерная консоль.

Все компоненты подключаются к цифровому микшеру: выходные шины микшеры разводятся на входные каналы звуковой карты и наоборот. Внешние приборы обработки подключаются через AUX-каналы микшерного пульта.
Такой вид коммутации предоставляет нам большую гибкость: мы можем переназначать любые входы и выходы, посылать сигнал с одних каналов на другие и отправлять сигнал с каналов в нужной степени на обработку через AUX.

Конфигурация 3: простейшая конфигурация с коммутацией через патч-панель и сумматором.
Компьютер с многоканальной звуковой картой и платой обработки UAD, мониторы, внешний прибор обработки, патч-панель, сумматор.

Все входы и выходы всех компонентов студии разводятся на патч-панель, коннекторы которой подписываются. Далее шнурами патч-панели мы соединяем те входы и выходы и в той последовательности, которая нам нужна.

Это столь же гибко, как и при использовании микшерного пульта, но при этом даже еще нагляднее, так как мы сразу видим, что и с чем у нас соединено и куда направлено.

Единственное неудобство – отсутствие AUX'ов и быстрой возможности регулировки уровней – все это придется делать внутри секвенсора.

Как Вы понимаете, это типичные примеры конфигураций. Вы можете варьировать конфигурацию как угодно и добавлять сколь угодно много компонентов. Главное – правильное понимание того, что, куда, и зачем подключается.
Пара слов в заключение

Целью данной статьи я ставил изложение принципа простейшего построения музыкальной студии и выбора компонентов для нее. Этот материал, конечно же, никак не может претендовать на исчерпывающее изложение темы, так как тема очень обширна, и дабы раскрыть все ее нюансы потребуется далеко не одна статья.

Мы обязательно продолжим рассказ о построении собственной студии и расскажем о многих других интересных нюансах.
Не забывайте о комментариях и не стесняйтесь задавать свои вопросы.

Автор: Тим Каустик | По материалам сайта pdj.ru