Rave.by

Мизантропия, промывание мозга и общество: анализ "Geogaddi" Boards of Canada14.12.2009

Boards of CanadaСамые лучшие альбомы это те, которые, кроме необычного звучания и атмосферности, оставляют возможность открывать новые грани понимания месседжа, заложенного автором. В 2002 году Воаrds оf Cаnаdа выпустили очередное свое творение Gеоgаddi, которое и спустя годы любимо ценителями искусства, ищущими познания и нерешенных загадок. Под многослойным текстурным звуком и абстрактными образными структурами мелодий Gеоgаddi лежит обширный пласт завуалированных посланий и множество скрытых подтем ,в которые посвящаются все, кто хочет и может читать между строк. Следующий текст представляет одну из интерпретаций смысловых уровней Gеоgаddi, и, с одной стороны, может помочь взглянуть по-новому на это новаторское и таинственное(как и все работы ВоС) произведение, а с другой, возможно, вдохновит на прослушивание тех, кто его пропустил. Вкратце, Geogaddi - самое настоящее произведение об отношениях человека и духовности, сверхъестественного и явного, природы и технологии, каждое из которых вызывает впечатления, какие только могут вызывать окружающие человека явления.

Итак, Geogaddi состоит из 23 трэков: 10 из них стандартные по длительности звучания (3-5 минут), остальные представляют собой звуковые эксперименты и музыкальные проигрыши, связывающие основные трэки, каждый из которых достоин подробной расшифровки, начиная с заголовков. Первый трэк обычной длины "Мusic is Маth" своим названием утверждает то, что многие существующие математические гипотезы достойны широкого внимания своей толковательной ценностью (нумерология, кстати, очень важный компонент символики ВоС). Основная мелодия композиции выстроена вокруг словесного сэмпла "thе раst insidе thе рrеsеnt" (прошлое- часть будущего). Эта фраза восходит к постмодернистской философской школе, у истоков которой стоял немецкий марксистский драматург Бертольт Брехт(1898 1956), написавший пьесы "Мамаша Кураж" и "Жизнь Галилея". Выдающимися его произведения сделало то обстоятельство, что его целью, как драматурга, было заставить публику мыслить, отбросив эмоции, посредством разрушения иллюзии театральности и, следовательно, тупого трансоподобного состояния у зрителей. Формальное искусство и конформизм общественного сознания разожгли у Брехта отвращение и ненависть к обществу периода окончания Первой мировой войны. За эти радикальные мысли, часто антирелигиозные, книги его подвергали публичному сожжению, и в конце концов, это привело к эмиграции писателя. Фраза "прошлое-часть настоящего" отражало представление Брехта о том, что скорость изменений и возрастание количества знаний в современном мире вынуждают нас видет историю в другом ракурсе: не завершенным действием, но как процесс преобразования старого в новое. Философия творчества ВоС не случайно имеет связь с мировоззрениями Брехта. Оба участника коллектива, Маркус и Майкл, известны своими сепаратистскими и антицензурными взглядами. И хотя их творчество вызывает широчайший спектр эмоций, это в первую очередь, интеллектуальная музыка, заставляющая мыслить и заниматься самоисследованием, равно как и исследованием всего мира, в соответствии с посланием, абстрактно вложенным между строк. Но в чем же это послание?

Boards Of Canada - GeogaddiОформление - первое, что привлекает внимание. Обложка Geogaddi сделана в оранжевой гамме. На лицевой стороне изображен шестиугольник, по его периметру расположены человеческие фигуры и деревья. Это символическое олицетворение темы взаимодействия человека и природы,к которой часто обращаются "доски" в своем творчестве(даже лого группы говорит об этом), начиная с использования сэмплов звуков природы, вплоть до названий трэков (наиболее примечательных и образных в их втором альбоме Мusiс hаs Right tо Сhildrеn-"У музыки есть право на потомство"). Их зацикленность на "загородной романтике" и одержимость дикой природой можно заметить и в названии ЕР 2000 года А Веаutiful Рlасе Оut in thе Соuntrу-"Чудесное место за городом",которое также имеет отношениек небезызвестной Амо Бишоп Роден. Практически брехтовская критика человеческого поведения происходит частично из неуважительного отношения общества к природе. В трэке Еnеrgy Crisis используется сэмпл,взятый из опубликованного в 1979г. служебного доклада о возможных перспективах сокращения топливных ресурсов, вызванных расточительностью общества.

Вернемся к оформлению альбома. Шестиугольник на обложке окружен ярким свечением,создающим эффект гало, сакральный символ многих языческих религий (к слову, звукозаписывающая студия "досок" называется Hexagon Sun). Острый глаз быстро заметит и вторую,темную сторону религиозной символики: в изображениях деревьев можно увидеть силуэты зловещих лиц. 6 демонических образов рядом с 6 человеческими фигурами вокруг шестистороннего светящегося многоугольника. Общая длительность альбома 66:06.. Подобные тревожные образы появляются и в музыке, особенно заметно в трэке You Could Feel thе Sky-"Можешь прочувствовать небо", а ведь небо - самый известный символ божественного,природного. Около 2,5 минут звучит еле слышная мелодия с вибрируищим, тихим эхом потрескивающего пламени и звона колоколов на втором плане. Поставив трэк на реверс, обнаружится, как некий голос произносит: god with horns..god with hooves..-"бог с рогами..бог с копытами". Конечно, так можно описать множество мифологических персонажей, но большинство все же узнает в описании Дьявола, особенно в сочетании с треском огня и звуком церковных колоколов. Как бы то ни было, в Geogaddi тема дьявола встречается на протяжении записи гораздо реже, чем сакральные символы солнца, неба и природы.

Один из самым интригующих трэков - Thе Smallest Weird Number-"Наименьшее странное число". Даже не математики вспомнят, если постараются, что такое избыточные числа, это числа, чьи делители складываются в сумму, большую, чем само исходное число. Например, для 70: 1+2+5+7+10+14+35=74. Если бы каким-то образом подмножество его делителей складывалось в сумму, равную 70, число 70 называлось бы полусовершенным,но это не так, что делает его наименьшим странным числом. Кто-то найдет взаимосвязь с названием лэйбла Music70, однако разумнее будет искать более глубокое истолкование этих игр с нумерологией, тем более сами "Доски" сразу определили математику одним из важнейших средств передачи информации в Geogaddi. Опять же, в составе альбома 23 трэка, 10 из них стандартной длительности. Поделив наименьшее странное число 70 на 10 получим 7. Согласно Библии,числом 5 обозначается человек, 6- дьявол, 7- Бог.
Сосредоточившись на теме божественности, найдем ее продолжение в трэке Sunshinе Rеcorder-"Гелиограф". Гелиограф - это прибор, используемый геологами и метеорологами: стеклянный шар фокусирует солнечные лучи в точку, выжигающую на бумажной ленте линию по мере движения солнца по небосклону. Солнечный свет,согласно Книге Бытия, был создан Богон в первый из семи(снова 7...) дней Творения. Преломляясь в призме, свет распадается на видимый спектр из 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, индиго и фиолетовый). В Music is Math слышен тихий голос,произносящий:"Purplе..". Если воспроизводить этот же трэк в 2 раза медленнее, несколько секунд будет повторяться слово "Red". В трэке Alphа and Omega женский голос шепчет:"Yеllow.." Alpha and Omega также божественная тема, по аналогии с библейским обозначением первой и последней буквами греческого алфавита Бога, как начала и конца всего сущего. Обложка альбома спереди оранжевая, сзади голубая.. 22 трэка альбома (если не считать Magic Window-"Волшебное окно", трэк абсолютной тишины) сравнимы с 22 главами Апокалипсиса, библейской книги, как и Geogaddi, написанной тайным шифром.

Boards of CanadaТак может, BоC - некоторого рода религиозные фанатики или же все это злая шутка? Маркус Эйон говорит так:
"Я действительно считаю, что музыке присущи некие сверхъестественные силы,и думаю, что людьми можно манипулировать при помощи музыки. Мы, несомненно, пытаемся делать то же. Люди гипнотизируют друг друга музыкой или посланиями подсознанию и мы балуемся этим намеренно. Иногда это что-то вроде игры, просто чтоб узнать, ЧТО мы можем украдкой сделать своими трэками".

BoC давно интересуются необычным явлением скрытых, подсознательных посланий, как и реакцией на них. Их опыты со включением подобных месседжей - скорее саркастические размышления, социальные комментарии, создающие психологический подтекст музыки. Первыми учреждениями, использующими подтекстные послания, были кинотеатры,где рекламой в виде коротких кадров с текстом и картинками, зрители поощрялись приобретать определенные товары. В 1990г. состоялся суд над группой Judas Priest по обвинению в создании и распространению скрытых посланий, действующих на подсознание детей и побуждающих их к самоубийству. Группировки алармистов давно признали скрытые послания средством идеологической обработки,так называемого "промывания мозгов".

Многие идеи и разработки физика Николы Теслы относились к технологиям "промывки мозгов" во времена Холодной войны. Ходили слухи об электромагнитных помехах в европейских радиопередачах, предположительно, происхождения с территории бывшего СССР. Сохранилась неплохая запись этих помех, и некоторые утверждают, что Советский Союз тестировал трансформатор Теслы, который якобы мог совершать бесконечное снабжение энергией посредством создания генератором переменного тока высокочастотных (по меркам того времени) колебаний тока. Это соприкасается с альбомом,т.к. эта же технология использовалась в создании реальной военной системы слежения "Over the Horizon Radar", название которого получает один из трэков Geogaddi. Тема Холодной войны всплывает и в трэке Gyroscope, постепенно нарастающий, резкий ритм которого закручивается вокруг детского голоса, произносящего числа в случайной последовательности. Этот сэмпл был взят с Thе Conеt Project, опубликованных в 1997г. записей передач с таких "цифровых радиостанций"(number stations). "Цифровые станции" передавали случайный, с первого взгляда, набор цифр на коротковолновых частотах, использовавшихся шпионами для обмена информацией. Эти сообщения не поддавались расшифровке, т.к. не существовало универсального кода: каждая трансляция имела свой шифр,свою характеристику,идею. Неизвестно, какая информация передавалась таким образом, но то,что идеологическая обработка является одним из обычных средств ведения войны,- факт, равно как и любимым методом манипуляции человеческой психикой всяческими религиозными сектами.

К сектам имеют отношение трэки Sunshine Recorder и "1969".
Если "1969" немного замедлить и частично поставить на реверс, откроются новые детали и текстуры. В трэке используется голос,электронно обработанный до эффекта мелодии. Замедлив трэк,становится различима фраза "Though not a follower of shе's a former devout Branch Dividian" (хоть и не приверженка,она была благочестивой последовальницей Ветви Дивидианской"). Пробел на реверсе обнаруживает имя, Дэвид Кориш(David Koresh). В трэке имеется в виду Амо Бишоп Роден, бывшая женой Кориша, главы протестантской секты "Ветвь Дивидианская" в Вако,штат Техас. Кориш верил,что является воплощением Иисуса Христа и имел способность внушать другим, что он -Мессия. Не все в "Ветви" верили ему и среди них была Амо Роден, о которой, кстати, PBS сняли документальный фильм, откуда и был взят сэмпл для Sunshine Recorder. Она описала поселок Вако как "а bеаutiful place out in the countrу". Предположительно,в Sunshine Recorder звучит именно ее голос.

Трэк "1969" длится 4:19. 19 апреля 1993г. в Вако произошла вооруженная стычка между членами Ветви Дивидианской и ATF. 1969 год отмечается как год, когда правительство США официально запретило использование слезоточивого газа . Такой же вид газа использовал Кориш во время бойни в Вако. Однако психоделические переливы мелодии трэка напоминает и о других причинах отметить 1969. Год легендарного фестиваля в Вудстоке, подытожившего все духовно-культурные преобразования 60-х. Год, когда человек впервые ступил на поверхность Луны. Наконец,год рождения Майкла Сэндисона.

Boards of CanadaЧто же все это значит? Geogaddi затрагивает разнообразные и универсальные вопросы, с целью критики человечества и его поведения. ВoC рассматривает секты так же,как и религию: обрядничество часто кажется устаревшим и нелепым, а неверная трактовка написанного в святых книгах только усугубляет междоусобицы. Пороки принуждают людей использовать разум в убийственных целях, "кусать руку, что кормит их", нанося ущерб окружающей среде и уничтожая хрупкий баланс противопожностей, благодаря которому из хаоса рождается порядок. Вот отчего ВоC, как и Брехт, выбирают отшельничество. Само название альбома ,Geogaddi, переведенное дословно, значит :"geo"- земля, "gad"- зарастать, дичать, "di"- дважды,снова. То есть, "земля снова станет дикой". И причиной упадка человеческого рода будут служить ошибки самих людей.

Так или иначе, любые интерпретации основываются лишь на личных мировоззрении и видах на будущее. Поэтому главный месседж музыки Boards of Cаnаdа в том, чтоб глубже искать, шире познавать себя и Вселенную , и выше устремлять свое сознание.
Автор: Перевод StiXi