Rave.by

Сubase: приемы и трюки20.02.2010

Сегодня мы поговорим о различных трюках, неочевидных моментах и тонкостях, которые помогут сделать работу в Cubase более быстрой и удобной.

Эта статья будет постоянно обновляться, и пополняться новыми трюками и решениями. И мы надеемся, не без вашей помощи. Если вы знаете какие-либо трюки, которые могли бы пополнить эту статью, не стесняйтесь оставлять их в фидбэке к этому материалу.

Наиболее интересные будут включаться в статью со ссылкой на автора.

Горячие клавиши

Первое, о чем хотелось бы рассказать – горячие клавиши. Использование горячих клавиш в Cubase позволяет существенно увеличить производительность работы и свести к минимуму неудобные операции.

Горячие клавиши выбора инструментов

Быстро изменить инструмент мы можем при помощи клавиш 1-9 на буквенно-цифровом блоке клавиатуры.

* 1 - Курсор
* 2- Выделение
* 3- Ножницы
* 5 - Ластик
* 6 - Mute
* 7 -Time Warp
* 8 - Карандаш
* 9 - Прослушка

Функциональные клавиши

* F1 – помощь.
* F2 – транспортная панель.
* F3 – микшер.
* F4 - шины.
* F5 – библиотека MediaBay.
* F8 - видео проигрыватель.
* F11 – панель подключаемых VST-инструментов.
* F12 – окно мониторинга производительности.

Клавиши Alt и Control.

Клавиша Alt в Cubase многофункциональна:

* Если перетаскивать фрагменты дорожки или ноты с зажатой клавшей Alt они будут скопировано в место перетаскивания.
* Если зажать клавишу Alt и кликнуть по какому-либо месту на фрагменте дорожки или ноте, Cubase разрежет ее на две части в месте клика.
* Если находясь в окне пиано-ролла зажать клавишу Alt, включится режим рисования (карандаш) на время ее зажатия.

Для перетаскивания фрагмента дорожки с одной дорожки на другую без изменения его положения на таймлинии, достаточно зажать клавишу Ctrl при перетаскивании.

Дублирование фрагментов при помощи Alt+Shift

Очень удобная возможность – дублирование клипов. Если перетащить нужный клип с зажатыми клавишами Alt+Shift программа создаст ее дубль. Отличие такого дубля от просто скопированного при помощи Alt клипа заключается в том, что при изменении одного из дублей изменятся все остальные.

Это очень удобно при работе с повторяющимися MIDI-партиями. Изменил один дубль – изменились сразу все остальные.
Shift + G

Одной из самых функциональных комбинаций горячих клавиш является союз Shift + G. Если вы работаете с музыкой, то должны вдвойне оценить сию замечательную функцию. Итак, что же делают эти две клавиши вместе. Для начала вам потребуется выделить любой объект или группу объектов в окне проекта, а затем нажать Shift + G.

И за одно мгновение произойдет следующее: локаторы автоматически будут установлены по началу и концу выделенного объекта (или группы объектов), курсор встанет на начало выделения, включится цикл и начнется воспроизведение.

Тем самым, вы одной комбинацией клавиш выполнили сразу 4 действия. Попробовав всего лишь раз, вам захочется возвращаться к этой заманчивой комбинации вновь и вновь.

Прислал: Delirium Platinum.

Клавиши управления транспортом и записью

При помощи клавиш, расположенных на цифровом блоке клавиатуры мы можем управлять транспортом и записью.

* Enter – плэй.
* Ins – стоп.
* Del - в начало трека (проекта).
* 1 – переход к начальному маркеру (начало петли)
* 2 – переход к конечному маркеру.
* * - запись
* / - Вкл/Выкл петли (loop)
* плюс - промотать вперед
* минус - промотать назад

Автосохранение

В Cubase существует возможность автосохранения проекта через заданный временной промежуток, но по-умолчанию она отключена. Активация функции автосохранения через каждые, скажем, 2 минуты, избавит вас от постоянной необходимости нажимать Ctrl+S, а для владельцев не очень стабильных компьютеров – вообще может стать настоящим спасением.

Для активации функции необходимо зайти в настройки программы (File->Preferences) и перейти на вкладку General:

Там мы имеем галочку Auto Save, включающую функцию автосохранения, а также параметры Auto Save Interval – временной интервал, через который будет производиться автосохранение, и Maximum Backup Files.

Последний параметр отвечает за количество сохраняемых бэкапов, с которых потом можно будет откатиться. Я рекомендую установить это значение равным хотя бы 5. Как показывает практика, бывали случаи (отмечу, на пиартском Cubase), когда файл проекта «погибал», не открывался и спасали только старые бэкапы.

Сами бэкапы будут храниться в папке с проектом и иметь вид Название_проекта-XX.bak, где XX – автоматически добавляеымый номер бэкапа. При необходимости восстановления старого бэкапа просто поменяйте расширение .bak на .cpr и открывайте проект.

Замрозка (Freeze) инструментов.

Для пользователей слабеньких компьютеров в Cubase имеется возможность заморозки инструментов. Что это значит? При заморозке дорожки с инструментом, Cubase экспортирует ее в аудио-файл и выгрузит инструмент до тех пор, пока вы его не разморозите. Это позволяет существенно сократить как нагрузку на процессор, так и объем занимаемой памяти.

Для заморозки инструмент-трека воспользуйтесь кнопкой фриза в левой панели Cubase в свойствах инструмент-трека:


Для заморозки VST-инструмента, добавленного через панель VST Instruments (F11) необходимо воспользоваться кнопкой заморозки в этой панели:
 


При нажатии на кнопку заморозки, Cubase запросит дополнительные параметры:
 


Freeze Instrument Only – будет заморожен только сам выход инструмента, канальная обработка продолжит работать в реальном времени.

Freeze Instrument and Channels – будет заморожен инструмент и вся его канальная обработка.

Параметр Tail Size отвечает за размер хвоста, захватываемого после завершения партии. Установите нужное значение параметра в секундах, если ваш инструмент обработан реверберацией или дилеем и имеет хвост.

Галочка Unload instrument when Frozen выгрузит инструмент из памяти на время заморозки.

Bounce

Если вы работаете с лупами или любыми другими длинными фрагментами аудио, из которых используются лишь единичные их части, либо с аудиосемплами без использования семплера, вам может пригодиться такая функция как Bounce (Audio -> Bounce Selection). Выделив нужный аудиофрагмент или несколько фрагментов и выполнив функцию Bounce мы сольем выбранные фрагменты в один физический аудиофайл.

В первом случае мы получаем экономию ресурсов, так как Cubase уже не будет подгружать полновесный WAV лупа, а оставит лишь нужную его часть, во втором случае мы можем сливать аудиосемплы в лупы.

Ставим семплы:
 


Рисуем небольшой пустой фрагменик в конце такта:
 


Далее баунcим:
 


Мы получили луп, с которым далее будет просто и удобно работать.

Расширенный стретч (Warp)

Очень часто возникает ситуация когда нужно выровнять запись с плавающим темпом. Это может быть как записанная живьем гитара, которую нужно выровнять под ритм, так и, например кусочек какой-либо старой композиции, сыгранной вживую. Рассмотрим такой стретч на примере гитары, а заодно и наглядный пример реализации дабл-трека.

Мы записали два дубля небольшой партии электрогитары, которые в дальнейшем собираемся развести в дабл трек – один в левый стереоканал, другой – в правый. Я поместил в проекте две моно-дорожки и один групповой канал (стерео). Выход моно-дорожек был маршрутизирован на групповой канал, панорама раздвинута у первой дорожки влево, у второй вправо соответственно.
 


Таким образом, мы и получили дабл-трек.

Однако сыграно было не совсем ровно, и если мы послушаем гитару вместе с ритм-секцией, услышим совершенно очевидные косяки. Гитара расползается, причем как между стереоканалами так и с ритм-секцией в общем. Двойной клик по аудиоклипу откроет уже знакомый нам редактор, там переходим на вкладку Playback и выбираем режим Free Warp. Далее мы можем разрезать клип на нужное количество отрезков и стретчить каждый из них.
 


Клик в нужном месте установит маркер. Установив два маркера и потянув правый маркер в нужную сторону, мы масштабируем кусок, расположенный между ними, сделав его быстрее или медленнее соответственно. А так как маркеров можно добавлять бесконечное количество мы имеем возможность изменять темп фрагмента нужным нам образом в отдельных его местах, что очень удобно!

Нарезка лупов и использование Groove Agent One

Всем нам иногда приходится использовать элементы, вырезаемые из лупов. Как вариант, можно разрезать луп при помощи ножниц вручную, но в Cubase имеется гораздо более удобный и изящный способ. Добавим любой луп и дважды кликнем по нему. Мы попадаем в окно Sample Editor. В левой панели выбираем Hitpoints и регулируем ползунок Sensitivity:
 


И нажимаем Slice&Close. Далее дважды кликнув по дорожке, мы можем быстро удалить все ненужное, расставить фейды и провести другие процедуры по редактированию лупа.
 


В случае же использования в качестве драм-машины семплера Groove Agent One (в Cubase 5) если перетащить нарезанную дорожку на клавишу C1 семплера, луп будет загружен в семплер в виде нарезанных семплов, каждый из которых будет назначен на свою клавишу в Groove Agent.

Работа со скринсетами

Для более комфортной, быстрой и продуктивной работы в Cubase существует такая замечательная функция как создание скринсетов. Используя ее, вы сможете упорядочить и подогнать под себя размер и расположения рабочих окон проекта под свои нужды и будете иметь возможность вызвать любую необходимую для вас комбинацию при помощи комбинаций горячих клавиш (Alt+Pad 1, Alt+Pad 2 и т.д.).

Итак, нажав клавишу W (по умолчанию), вы вызываете раздел Organize Workspaces, который поможет вам создать, назвать, сохранить и при необходимости заблокировать нужный вам скринсет.

В этом разделе создаете новый скринсет нажав на команду New. Выделяете скринсет в списке, сворачиваете окно проекта, вызываете к примеру микшер клавишей F3 и растягиваете до желаемого размера. Таким вот незамысловатым образом вы можете создать необходимое вам количество скринсетов не только отдельных элементов вроде микшера или окна Pool, но и различные комбинации окон.

Все в том же разделе Organize Workspaces вы сохраняете созданные вами скринсеты и при желании можете заблокировать их. Блокируются они с целью избежать сохранения изменений, сделанных во время работы со скринсетом. И, что самое замечательное, вам не нужно создавать новые скринсеты для каждого вашего проекта, достаточно перекинуть интересующие вас пресеты в категорию Global, и вы сможете вызвать готовый набор окон в любом другом вашем проекте. Комфорт и скорость работы стоит того, чтобы потратить немного времени и настроить программу под свои нужды.

Прислал: Delirium Platinum.

Быстрое определение и подгон темпа

1. Кидаем в проект какой-либо луп (просто чтобы задать темп).
2. На другую дорожку загружаем вокал. Включаем в пуле (Ctrl+P) либо в Sample Editor на вокале режим Musical Mode.
3. Дважды щелкаем на аудиоклипе вокала, в первой вкладке Definition включаем Manual Adjust.
4. Перетаскиваем первый зелёный маркер на то место, где по смыслу должна быть первая доля (либо с самого начала, либо затакт, либо послетакт).
5. Закрываем/свёртываю Sample Editor.
6. С включенной привязкой к биту перетаскиваем вокал на первый удар лупа (либо на нужный, в зависимости от наличия затакта, послетакта, но всё равно с включенной привязкой).
7. Далее снова открываем Sample Editor и по смыслу растягиваю/сжимаю остальные оранжевые маркеры с зажатой клавишей Ctrl. Сверху будет указываться параметр Tempo с точностью до сотых, а вокал будет автоматически подгоняться под луп и звучать как надо.
8. После всех манипуляций в Sample Editoe во вкладке Process жмем Flatten и выбираем алгоритм стретча MPEX режим Solo Musical.

Автор: По материалам pdj.ru