Rave.by

Белорусский днб глазами олдскул тусовки29.03.2010

Идея написания этой статьи пришла мне в голову после посещения одной из рядовых днб-вечеринок Минска. Тогда, разгуливая в одиночестве с бокалом пива по клубу, я понял, что что-то изменилось, что-то безвозвратно ушло в небытие. Уже как представитель, можно сказать, старого поколения отечественного днб-движения, я с ностальгией вспомнил былые времена, когда все было по-другому. Очевидно, с тех пор поколения сменились, что, конечно, естественно, и на нынешних вечеринках уже лишь изредка можно встретить какого-нибудь “старожила” сцены, проводящего время исключительно у стойки бара, которая буквально надламывается от напора жаждущей выпить молодежи. Именно эти люди, “старая гвардия”, могут поведать вам, что же было раньше и с чего все начиналось. Я, видимо, один из немногих тех, кто помнит, что такое клуб NC, Система Электронного Безумия, первые вечеринки на заводе Вавилова, и все еще посещает днб-мероприятия. Да, наверное, для меня это уже просто как привычка, традиция. Однако я уже давно не получаю былого удовольствия.

Нет, я не буду плакаться, говорить, как было хорошо раньше и как есть плохо сейчас, и заряжать вас какими-то пессимистичными настроениями. Я хочу, чтобы вы разумно оценивали данный труд, целью которого является в большей мере познакомить новое, молодое поколение с вехами культуры отечественного днб, а старичкам дать возможность освежить в памяти былые времена. Буду рад, если вы вынесете для себя из статьи что-то полезное, сможете хоть на шаг приблизиться к истокам белорусского днб и начнете иначе воспринимать drum and bass как часть клубной культуры.

Если бы своими размышлениями делился только я, статья приобретала бы характер довольно узконаправленный и односторонний, да и скучный, наверняка, поэтому я решил вас познакомить с мнениями других людей, которые уже по праву считаются “пенсионерами” днб в нашей стране. В интерактивной форме я обратился к людям, непосредственно касающимся белорусской днб-сцены, без ограничений по кругу лиц, возрасту или деятельности. Вопросы я им задавал схожие, но не совсем одинаковые, поэтому их высказывания принимают довольно произвольные очертания.

Евгений - джанглист
“Для меня днб начался в NC, в последний сезон работы клуба... людей на вечеринки ходило намного меньше, чем сейчас. С рекламой дела обстояли по-другому, чаще всего люди попадали на вечеринки, если их приводил кто-то из друзей. Соответственно, это не было похоже на субкультуру или коммерческие мероприятия. Сейчас трудно представить вечеринку без гостя-хэдлайнера, а тогда гости были редкостью... зато не редкостью были треки собственного сочинения в сетах. Хотя, в общем, по большому счету изменилось немного: публики стало больше, она чаще меняется, ну и всё как-то немного окультурилось, обросло правилами и законами.”

Вадим “Walder” - музыкант, dj
“Реинкарнацию днб движения устроили ребята из Electrokids. В 2002 году у Антона Мурзилки был очередной день рождения. Он решил замутить вечеринку для «своих» и пригласил знакомых музыкантов и ди-джеев. Всё происходило в Будда-Баре в Сухарево. Один танцпол был предназначен для музыкантов, другой для диджеев. Тусовка оказалась что надо, и уже через месяц, под брендом Elektrokids была проведена еще одна, уже более успешная и более насыщенная. А на третей мне посчастливилось дебютировать. Потом СЭБы перекочевали в клуб NC.

Изменились ли с тех пор люди, которые ходят на мероприятия? Конечно, я и сам изменился. А люди, как и прежде, любят музыку и ходят на вечеринки.

Почему старые тусовщики со вздохом вспоминают былые времена? А просто «старички» повзрослели и испытывают уже не те переживания в силу своего пенсионного возраста и душевной старости. Тогда все было в новинку, первый раз, первые впечатления. А сейчас что они нового узнали? Принцип все тот же: люди, тусовка, место, музыка, алкоголь, пляски. Вздыхают по тем временам, по беззаботности, по девственной психике. Лично я свою дозу вечериночного счастья получил и мне хватило. В жизни всегда появляется что-то новое, когда уходит старое.

Что имели раньше: мест для днб тусовок совсем мало, да и те не очень комфортные. На каждой вечеринке древняя аппаратура, слабый звук. Действующих ди-джеев в стране около десятка. Музыкантов, достойных выпускаться на западе пока не было. Средняя посещаемость днб вечеринки 100-200 человек. Привозов практически нету.

Что сейчас: Мест, как и самих тусовок уже хватает. Практически ушли в лету проблемы с некачественной аппаратурой и недостатком мощности звука. Спрос на ди-дижеев гораздо меньше, чем предложение))) Средняя посещаемость – 200-400 человек. А привозы? В сезон 2-3 интересных ивента с гостями из ближнего и дальнего зарубежья. Я всё чаще вижу земляков в миксах от разных диджеев по всему миру. Уже есть несколько виниловых релизов с участием наших же продюссеров. А цифровых релизов так вообще уже вагон. Список улучшений можно продолжать. Ну и из мелочей – публика стала одеваться как подобает джанглистам, люди начали степить, чего раньше не было.

Это ли не есть прогресс? Тогда в чём проблемы? Может быть не вокруг нас, а в нас самих?"

Олег “Rog” - музыкант, dj
“Раньше. Было несколько промогрупп, пытались даже делать свои вечеринки. Тогда начался привоз гостей в Минск: Counter-strike, Tech Itch и другие. Тогда был интерес к вечеринкам, была публика, которая посещала мероприятия постоянно.

Сейчас. Все те, кто ходил на вечеринки, выросли. У людей новые интересы, карьера, семья и прочая социальная фигня. Собственно, негде устраивать мероприятия: или столовка типа Даклаб, или помещение завода. Привоз крупных гостей в нынешнее время – это 100% влёт. То, что сейчас происходит, пугает. Я играл на некоторых вечеринках, ну или просто заходил. После увиденного абсолютно нет желания куда-либо ходить – публика. Поездив по областям, могу сказать, что там ничего нет, там массовость, людям некуда ходить, мало клубов. Вот в Украине, в Питере, скажем, есть культура. У нас же ее нет. В Минске человек 200 могут придти на вечеринку по принципу “мы любили макароны и будем любить макароны”. Сейчас абсолютно нет интереса к вечеринкам в Минске. Итог: слушаешь музыку дома, пишешь, надеешься на пиздатый релиз. За прошедшие пять лет, по сути, не изменилось ничего. Нет скелета, который бы обрастал мясом. Люди, которые сейчас делают вечеринки, 100% альтруисты, им не жалко своего времени и денег. Есть позитивные тенденции: появились продюсеры, которые успешно пишут и выпускаются.”

Павел “B cloud” - музыкант
“Народ не интересуется культурой, а только ходит на пати. Нужно не только тусоваться и отжигать под бухло, но еще и не забывать про культуру, ведь она у нас есть.

Я просто в шоке, когда на российских днб форумах выкладывают свежий микс от какой-нибудь мировой днб звезды, в котором куча невышедших треков, многие из которых еще даже толком нигде и не звучали, а ребята с форума тут же выдают треклисты. Вот это я понимаю интерес к культуре. А сколько в России продюсеров, причем пишут парни по-настоящему интересные треки, зачастую более идейные и крутые, чему у зарубежных музыкантов. Наша страна конечно же меньше России, но новых людей, выкладывающих демки на форумы я особо не наблюдаю. Может они есть, просто не светятся? Что-то мне подсказывает, что это не так.”

Ирина “APE” - джанглист
“Вообще, начала я слушать днб совершенно случайно еще в начале мая 2005 года, а уже 07.05.05 было принято решение сходить на первую днб-вечеринку. Когда мы (Ape, Aviva, Trufel) пришли в клуб Step (для меня, как и для многих моих друзей, это не просто клуб, а большой отрезок времени, который связан с очень хорошими моментами нашей жизни), мы прифигели. Не было никакого пафоса (а-ля “Белая Вежа”), отличная музыка (которая нам понравилась моментально). Тогда нас поразило соотношение парней и девушек: первых было намного больше, а не наоборот. И что самое главное – на тебя никто не обращает внимания, все просто отрываются! Никому нет дела до того, кто как одет или как выглядит, все просто отрываются! Это была любовь с первого раза. Так мы начали ходить на днб-мероприятия.

2005-2007 гг. – это, наверное, период расцвета минской днб-культуры. Мы не могли остановиться посещать мероприятия. Было весело. Изначально мы веселились в одиночестве, но вскоре мы стали знакомиться с другими любителями днб, диджеями (люди оказались мегаприятные), и начала формироваться тусовка, с которой ты встречался в пятницу-субботу и проводил время: на танцполе, баре, улице, дома. Это как всегда: сначала ты отдаешься музыке пару лет, а потом уже отдыхаешь с друзьями под эту музыку.

Днб культурой я увлеклась довольно поздно и, естественно, в 2008-2009 гг. я перестала ходить на мероприятия, и это не было связано с тем, что мне перестала нравится музыка, совсем нет. Просто появился какой-то другой контингент (совершенно не знакомый, очень молодой), а во-вторых, это было связано с работой, здоровьем. Здоровья уже просто не хватало так отрываться, как раньше. Иногда это был просто реальный трэш! Часть днб-тусовки к определенному моменту стала частью твоей жизни, и это уже нельзя было назвать просто походом на Step. Ты знал, что идешь туда не только послушать музыку, но и встретиться с определенными людьми.

Что сейчас? На мой взгляд, сейчас на днб-пати слишком много левого народа, я бы даже сказала, что это стало модным занятием, днб – это уже мейнстрим (может пока, конечно, не сильно выраженный). Днб стало модно слушать (лично мне так кажется). Не знаю, может мне так кажется, но сейчас не то, как было раньше, либо мы просто повзрослели. Короче, это не тот олдскул, который был тогда – жуткая ностальгия по тем временам. А музыка… музыка вроде и не изменилась, это все тот же старый и добрый drum and bass.”

Дамир “Odi” - dj
(делится впечатлениями как раз после прошедшей столичной днб-вечеринки)
“Тошно было. Все курят, пьют как сапожники. Телки нафуфырились как для съема. Раньше люди приходили на днб потанцевать, а сейчас накидаться на “драме” и позажиматься в очке. Короче, все совсем не то.”

Алексей IFU - dj
“Мне кажется, что разницы особой нету между тем, что было раньше и что есть сейчас. Минск всегда отличался своей любовью к тяжелому днб. Раньше играл тяжелый музон, да и сейчас вроде так. И гостей таких же приглашали всегда: Counter-strike, Panacea, Current Value и др.

Публика в принципе тоже не меняется. Есть люди, которые любят только днб, а есть те, которым нравится просто тусоваться. Лично для меня, во всех вечеринках в первую очередь важную роль играет музыка. Я обычно хожу туда, где хочу услышать то, что мне нравится. А потом уже кого-то встретить, поболтать, побухать. Мне тоже всегда нравилась темная сторона днб.

На самом деле, я уже давно не был на днб вечеринках в Минске, поэтому и не знаю, что сказать… может, сейчас что-то и поменялось.”

Маша “Blood Mary” - джанглист
“Днб тех незабываемых времен, бесконечных позитивных эмоций пропал без следа, и ни одно мероприятие не вернет мне того ощущения семьи и дружбы, видимо, уже никогда. От этого очень больно.
Ранее днб тусовка была причиной тяжкого ожидания выходных во имя 7 часов, проведенных в центре любимой компании под обожаемую музыку (особенно в клубе Степ). Тогда не нужно было алкоголя или наркотиков, чтобы весь вечер улыбаться и танцевать. Причина всего восторга, по-моему, заключается в нескольких показателях:
Музыка. Днб, который играли два-три года назад, кардинально отличается от того, что слышим сейчас. Раньше было как-то "темнее" и "андерграунднее" что ли. Старые треки Limewax и Technical Itch до сих пор вызывают во мне несоизмеримый восторг, но их никто не играет. Играют дабки, фейки, новьё. Я понимаю, что это круто, но не хватает души в таких сетах, как-то сухо и вяло. Взрывают танцполы только нейро и, какого-то кола, джампап. Это не моё, плохо отзываться не буду, но музыка, направленная на массы, уже не сможет сделать вечеринку душевной, потому что масса - это разноплановые личности, а не единомышленники. Тут общего нет, а, следовательно, атмосфера отсутствует.
Хотя не в музыке беда – видимо, в людях. Могут сказать, что я давно тусуюсь и просто скучаю по тем временам, но это не так. Новые тусовщики больше вникают в наркотики и алкоголь, массовость и "крутость", чем в музыку и её смысл. Я ведь тоже когда-то только начинала...

Публика - отдельный разговор. Всё круто, да, хорошо, что появляются новые люди (и их уже больше, чем "старых"), но опять же, мне кажется, большинство просто приходит на движ, а не на музыку.
На данный момент днб культура приобретает массовость и популярность, в чем есть плюсы и минусы. Раньше была семья, теперь - тусовка.

Лично я предпочитаю оставаться в андеграунде - меня переманил хардкор. Но днб - это уже не андеграунд. Он скоро и минимал по размаху догонит! Может и хорошо. Но я так не считаю.
Положительным моментом в этом движении вперед я считаю появление новых промо-групп и ди-джеев. И всё. То, что клубы стали красивее и больше, - не плюс. Там неуютно. Там теряешься. Много людей-"постояльцев" определенного клуба, где они с голд-картами приходят на что угодно. Они меня смущают.

В общем, что касается публики, была душа, когда были люди, которые не думали как они одеты, какая у них прическа, которые не долбали наркоту ради моды, ради "движухи", которые не бухали в салат, чтобы захотелось потанцевать. Был Степ, был андеграунд, были улыбки, МУЗЫКА С ДУШОЙ!, было счастье до конца вечеринки без допинга. И ди-джеи не зазнавались, и люди знакомились и ходили на флаву. И до последнего метро сидели в сквере, и не хотелось спать и домой. Была доброта.

Изменить что-либо? Да ниче уже не изменишь! Реклама по MTV уже идет;)
Приходя на днб пати сейчас, я чувствую себя не в своей тарелке. Надоело видеть "искусственный" позитив. Очень редко удается отдохнуть душой, и могу я это сделать, лишь когда играет что-то близкое к старому днб или ну очень много хороших людей вокруг. Верните меня на 1-3 года назад, и я буду несоизмеримо счастлива!”

Валерий "ValCooL" - музыкант, dj
“Мое личное мнение касательно ситуации вокруг Белорусской dnb сцены, как наблюдателя – нейтральное. Были и взлеты, и падения. Ничего в глобальном смысле не изменилось. Приведу конкретный список замеченных мной изменений (за период 2004-2010):

К великому нашему сожалению вместе с популяризацией в тусовку ворвались «вещества», которые, судя по тенденциям, скоро станут неотъемлемой частью самого dnb движения. Это печально. Раскололось на группы сообщество тусовщиков. Много молодежи, много компаний «сами по себе». Появилось сообщество организаторов. Клубы – основная головная боль организаторов. В Минске их выбор мал, условия непростые. Это либо молодые и слабо окупаемые заведения, либо большие хорошие клубы, с адекватными арт- и исполнительными директорами, список которых постоянно меняется. Доступность клубов повысилась, что также стало причиной смерти небольших приватных мероприятий (коттеджи и прочие). В музыкальном плане ситуация улучшилась – появилось много молодых, а также талантливых продюсеров, начали появляться релизы и букинг ди-джеев/продюсеров за границами страны. Старое поколение тоже не сдается и поднимает планку качества. Если говорить о музыкальном наполнении вечеринок – появилось разнообразие, что, как я уже замечал, является одной из причин раскола dnb тусовки на мелкие фракции. У каждой промо-группы есть свое направление и своя аудитория.

По-моему, причины критического отношения к текущему состоянию нашей dnb сцены лежат в основном в психике людей. Человек склонен приукрашать прошлое, не может два раза с восторгом переживать одни и те же события, а еще человек стареет. Многие критикуют движение, не замечая, что еще три года назад ни на градус не отличались от сегодняшних мальчиков и девочек, скачущих по танцполу. Лично у меня появилось множество более важных вещей в жизни, которые имеют больший приоритет, нежели dnb lifestyle. В своем недавнем интервью для «Нового Радио» DJ Bes сказал правильную и емкую фразу – «Либо ты занимаешься музыкой, либо вкалываешь на заводе». Тем не менее, я продолжаю принимать некоторое участие в мероприятиях, в основном в качестве DJ’я, продолжаю писать музыку, не делаю упор на релизы и не собираюсь строить карьеру продюсера - просто получаю удовольствие от процесса и результата. А любовь к музыке никуда не делась, лишь стала сильнее, чего и вам желаю!”

Виталий "T-trider" - музыкант, dj
“Если говорить о белорусской drum'n'bass культуре восьмилетней давности и настоящего времени, то я бы не сказал, что есть какие-то революционные изменения. Безусловно, наблюдается прогресс: стало больше вечеринок, появились новые интересные музыканты и ди-джеи, улучшилось качество звука белорусских dnb продюсеров. Но если сравнивать темпы развития со странами-соседями, то в Беларуси этот процесс идет очень медленно. Однако радует то, что находятся люди, которые, не смотря ни на что, рвут свои задницы и добиваются немалых успехов. В последние годы наметилась положительная тенденция - белорусский drum'n'bass начал покорять мировые лейблы.
Что касается публики, то она, как и 10 лет назад, молода. Drumandbass - музыка не для старпёров. Здесь я не имею в виду те 5% от общего числа посетителей dnb вечеринок, которые и в 40 лет придут на drum'n'bass. Современное молодое поколение выбирает dnb потяжелее (а зачастую это уже и не drum'n'bass вовсе), что мне, как приверженцу более лёгких подстилей, не слишком по душе.
Куда двигаться дальше? Как мне кажется, все те, кому небезразличен белорусский dnb, должны всегда помнить о том, что dnb сцена (да и электронная сцена в целом) - это в первую очередь музыканты, а не ди-джеи. Промоутеры должны больше времени уделять именно музыкантам, а последние в свою очередь должны больше взаимодействовать между собой, писать совместные треки и по максимуму обмениваться опытом.”

Юрий "Devious" - музыкант, dj
“Не могу сказать, что за последние годы что-то сильно изменилось. Разве что только днб вечеринок в целом стало меньше. Публика на этих мероприятиях постоянно обновляется, но сами вечеринки не особо качественно выросли. Если сравнивать то время, когда культура только зарождалась, то конечно есть сдвиги, но такой масштабности, как, например, в соседних странах, у нас нет и уже не будет. Когда-то дико радовались привозам из соседних России, Украины, а сейчас сложно людей заинтересовать музыкантом из Англии или Германии. А все потому, что глубоко днб музыкой интересуется малый процент посетителей таких вечеринок и соответственно имена многих гостей для них просто незнакомы. Положительные моменты в том, что интересующихся людей становится больше, а отрицательных тенденций я особо и не вижу. Все идет своим чередом и будем надеяться, что к лучшему.”

Спасибо всем, кто принял участие в этом проекте. Спасибо Walder’у и B cloud’у за помощь и поддержку.
Автор: Никита CHERA Черкасов